Генсек НАТО Йенс Столтенберг, как показалось, слишком эмоционально, как на личное оскорбление или даже угрозу самому своему существованию, отреагировавший на высокопоставленные европейские разговоры о создании отдельной от альянса военной группировки, пожалуй, напрасно так переживает. Пока в ЕС есть Польша с Венгрией, на лад их дело не пойдет. А они есть и ни в какой "экзит" не собираются. Их и здесь неплохо кормят. Хотя теперь похуже, чем могли бы. Евросоюз все-таки решил отказать этим странам в средствах на восстановление после коронавируса.
Восемнадцать членов сообщества получат деньги. В том числе, Германия с Францией – ведущие, между прочим, экономики континента. Венгрии же и Польше, раз сами с усами, только по усам и протечет. Ну и – по бороде. Коль вы такие умные и суверенные, то сами себя и спасайте, прописали им в Еврокомиссии финансовую диету. Решили, может, хоть она вылечит их, если не от ковида, то от непослушания. Не простили им, стало быть, нарушений европейской дисциплины и отступления от общепринятых у них демократических ценностей.
А там серьезные суммы. 7 миллиардов евро для Будапешта и аж 57 для Варшавы. Их не отменяют совсем, но требуют ради их получения стать паиньками. Польским властям следует остановить судебную реформу, которая, как небезосновательно полагают в Брюсселе, превращает Фемиду в прислужницу правящей партии. С Венгрией совсем другой случай. Ей надлежит отменить закон о запрете ЛГБТ-пропаганды среди несовершеннолетних. Тот, кто хоть раз видел Виктора Орбана или даже слышал, поймет, насколько это бестолковая затея.
По отношению к Орбану – да. Но здесь весной 2022-го выборы. И здесь есть, как они себя называют, проевропейские силы, которые охотно и с благодарностью воспользуются пасом ЕС, чтобы забить гол в свои ворота. Другое дело, что Орбан подстраховался – с явным расчетом на победу объявил референдум на тему нетрадиционных отношений. Правительство Польши, кстати, тоже приняло превентивные меры, чтобы не уступить соблазну легких денег. Словно Одиссей, перед встречей с сиренами привязавший себя к мачте, оно прикрылось решением Конституционного суда о приоритете национального законодательства над нормами Евросоюза.
Любопытно, что именно эти две республики блокировали создание фонда экономической реабилитации стран ЕС, поскольку изначально подозревали политическую предвзятость в распределении ресурсов. Как говорил Орбан, такой механизм "направлен на наказание государств-членов", а "увязывание финансовых вопросов с политическими дебатами подорвет европейское единство". В итоге они уступили. Но теперь могут считать, что остались при своем. Для них-то этого фонда по-прежнему как бы и не существует.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.