Авторы

Поезд под откос: катастрофа-предупреждение, которую не восприняли всерьез

Читать на сайте radiosputnik.ru
Из вагона-ресторана принесли шоколад "Вдохновение" – пассажиры смаковали сладкие дольки, когда резкий удар сбросил их с полок. 16 августа 1988 года на пути из Ленинграда в Москву произошло крушение поезда "Аврора". Подробности у радио Sputnik.
На скорости 160 км/ч все 15 вагонов сошли с рельсов и повалились в болото под откосом. В ресторане от кухонной плиты моментально начался пожар. Огонь побежал по электропроводам и быстро захватил большую площадь. Пассажиры выбивали стекла, спасались от огня, прыгая в холодную трясину. Помощь пришла только через два с половиной часа: в девять вечера с ближайшей станции Бологое на дрезине приехал доктор.
Стрелочник Гаврилов
Настоящей ликвидацией последствий крушения занялись ближе к полуночи. Прибывшие группы военных объясняли опоздание тем, что болотистая местность труднопроходима. В итоге 32 человека спасти не удалось. Погибших могло быть 33, если не бы не решительные действия военврача. В искореженном вагоне, залитом вонючей жижей, он нашел среди трупов полуживого мужчину. Его никак не удавалось вытащить из-под завала – ногу намертво зажало металлом. Пришлось здесь же ее ампутировать. Но человек выжил. Причину катастрофы установили без труда. Она произошла на участке, про который все давно знали: он аварийный, там просели пути, его надо постоянно осматривать, подкручивать гайки на рельсовых стыках. А главное – снижать в этом месте скорость движения до 25 км/ч. В день трагедии обходчиком был молодой инженер Гаврилов. Он, как потом объявили, во-первых, допустил халатность в работе, а во-вторых – отменил требование ограничения скорости. Его и назначили главным виноватым. Припаяли 7 лет с наложением штрафа 20 тыс. руб: в 1980-х это была солидная сумма.
Свобода и ответственность
Советский скоростной поезд "Аврора" тогда был, как сегодняшний "Сапсан". Красивый, комфортный, надежный. Вспоминая об этом, кандидат технических наук Александр Кононов рассказывает:
«
"Катастрофа "Авроры" стала для всех неожиданностью. Тем более что в тот день в этом поезде ехала специальная группа: шесть человек, которые не только вели, но и должны были контролировать безопасность пути. Они были в курсе проблемы в районе станции Бологое, однако не смогли правильно действовать в нужный момент. Это была катастрофа-предупреждение. После нее следовало обратить внимание на состояние железных дорог в целом. Но ее проигнорировали. Через год на Транссибе – крушение двух встречных поездов, и уже не 32, а пятьсот с лишним погибших".
Транссибирская магистраль
По мнению Александра Кононова, к безопасности в СССР конца 80-х годов было ужасающе небрежное отношение. Чего стоит один Чернобыль, где причиной трагедии стал все тот же человеческий фактор. Видимо, свобода, которой повеяло во времена перестройки, ударила людям в голову так, что вышибла всякую ответственность.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем