На грани

Ударили в Рабат. Франция уходит в глухую кибероборону

Читать на сайте radiosputnik.ru
Не то чтобы Франции от вируса-шпиона досталось больше других, но здесь на крючок могла попасть едва ли не вся правящая элита, включая президента и экс-премьера. Во всяком случае, номера их телефонов в списке потенциальных жертв тоже значатся.
США и ЕС заподозрили Китай в кибератаках
Один король, три президента, 10 премьер-министров. За ними тоже могли следить, как за какими-то террористами или преступниками. Изначально же израильская компания NSO Group разрабатывала мобильное приложение Pegasus для борьбы со злом. Но оказалось, что это как топор: кому инструмент, а кому холодное оружие. И спустя несколько дней после того, как это выяснилось, международное сообщество все еще пребывает в состоянии, о котором говорят: как обухом по голове.
Программа вскрывала электронные носители журналистов, бизнесменов, правозащитников, политиков, словно опытный медвежатник – квартиры. Без шума и пыли. С той разницей, что она еще и бездушная – ее не интересует, дома хозяин или нет. Тот все равно не поймет, в какой момент его взломали цифровой отмычкой. Не то чтобы Франции досталось больше других, но здесь на крючок могла попасть едва ли не вся правящая элита, включая президента Эммануэля Макрона и экс-премьера, а ныне мэра Гавра Эдуара Филиппа. Во всяком случае, номера их телефонов в списке потенциальных жертв тоже значатся.
Это, конечно, еще не доказывает, что заказ на них выполнен. Но, скажем, в гаджете бывшего министра экологии Франсуа де Рюжи Pegasus конкретно потоптался. Поэтому в Пятой республике возмутились по-государственному, с экстренным созывом Совета по обороне. Грешат на спецслужбы Марокко. Правда, с официальными обвинениями не торопятся. Во-первых, как признал глава правительства Жан Кастекс, прямых улик пока нет и с этим еще надо разбираться. Во-вторых, Рабат уже предупредил, что любого, невзирая на чин и гражданство, за такие обвинения по международным судам затаскает.
Объект особого риска. Елизавета II решила защитить семью от хакеров
На самом деле у NSO Group около 60 клиентов в 40 странах. Теоретически, вирус-шпион мог запустить любой из них. Да и сам Тель-Авив может оказаться далеко не безгрешным. Пусть формально это продукт частной компании, но разрешение на его использование другими потребителями вряд ли обходится без государственного благословения, поскольку касается он безопасности. В газете LeMondе, например, считают, что совсем не просто так Израиль без особой огласки создает правительственную группу силовиков для расследования утечек в сфере экспорта ПО. Возможно, что и не столько для расследования, сколько для зачистки и устранения следов.
Как бы то ни было, Париж задет. Прежде всего, естественно, своей кибердоступностью – это же, получается, проходной двор. Но не только. А еще и потому что Марокко. Да, серьезная африканская страна. В меру стабильная, избежавшая потрясений "арабской весны". Но это даже не уровень двадцатки. И совсем не передовик разведпроизводства. Неужели, думают теперь в Елисейском дворце, Франция – один из лидеров западного мира, обладатель ядерного оружия, авианосца и Макрона, не заслужила того, чтобы за ее лидерами шпионил, ну, хотя бы Китай. Впрочем, они ведь многого могут и не знать. Проходной двор – он же для всех проходной.
Названы сайты, которые чаще всего клонируют мошенники
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.
Обсудить
Рекомендуем