Авторы

Крым наш – Москва тоже нашей будет: о чем мечтал крымский хан

Читать на сайте radiosputnik.ru
Час икс назначили на ночь. Трехтысячная конница влетела в лагерь противника. Так русские еще не делали. Среди крымцев началась паника. 6 июля 1591 года войско хана Гази-Гирея в ужасе бежало от Москвы.
Крымский поход на Русь Гази-Гирей II по прозвищу "Буря" готовил при поддержке турецкого султана – он поделился с крымскими татарами своим войском. В итоге русские границы перешла 150-тысячная армия. "Приказ по фронту" был необычный: на разграбления попутных городов не отвлекаться – нужна только Москва.
Гуляй-город
В Москве цель похода не была тайной – сработала разведка, помогли крымцы-перебежчики. Но не было войска, сопоставимого по численности. "Тогда появился уникальный план", – рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры истории России МПГУ Владимир Волков:
«
"Решили дать окончательный бой под Москвой. Для этого подтянули к ней все имеющиеся силы, включая полки на подступах к столице. Плюс сделали ставку на так называемый обоз, о котором историки спорят, что это было: то ли гуляй-город, то ли система полевых укреплений высокого уровня. Его выдвинули военным лагерем за пределы Москвы, километрах в двух от деревянных стен. Не овладев им, заниматься осадой Москвы было невозможно. Гуляй-город надо было брать".
Времени для подготовки к сражению не хватало. Пришлось пожертвовать небольшим отрядом, который выслали навстречу войску Гази-Гирея: он задержал противника на целые сутки, прежде чем был разбит.
Дикое поле
Крымский хан обустроил ставку в Коломенском 4 июля. В тот же день его головорезы проверили русских боем. Атаки откатывались одна за другой. Из-за "обоза" стреляли пушки, потом вырывалась конница: добивала наступающих, отступала за укрепление – и по крымцам снова открывалась стрельба. По-настоящему жестокое сражение произошло 5 июля. А на рассвете следующего дня войско раненного Гази-Гирея уже бежало. Русские преследовали его даже в Диком поле, как называли земли между Крымским ханством и Московским государством. В столицу крымцев Бахчисарай вернулась только треть армии Гази-Гирея. Говоря об этой русской победе, Владимир Волков заметил:
«
"Это был первый случай, когда русский государь в ожидании большого и страшного нашествия Москву не покинул. Когда в 1521 году на Русь пришел крымский хан Мехмед-Гирей, Василий III ушел на север; когда в 1571 году пошел на Москву Девлет-Гирей, Иван Грозный уехал в Новгород. А вот сын его, царь Федор Иванович, Москву не покинул перед нашествием Гази-Гирея. Психологически это было очень важно для воинов. Они знали: государь в Москве и надеется на их стойкость и мужество. Это тоже сыграло роль".
Репродукция портрета царя Федора Ивановича из фонда Государственного исторического музея. Первое в России изображение светского характера. РИА Новости / РИА Новости
Русско-крымские отношения еще долго оставались проблемой, которую решали военным путем. Но после бесславного похода на Русь Гази-Гирея II ни один крымский хан не пытался приближаться к Москве.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем