Авторы

Между небом и вулканом: выжить в смертельной ловушке

Читать на сайте radiosputnik.ru
В салоне запахло дымом. Стюардессы начали искать курильщика. В это время пассажиры у иллюминаторов закричали: двигатели горят. 24 июня 1982 года над Индийским океаном потерпел аварию боинг Британских авиалиний.
Самолет летел из Малайзии в Австралию. Время шло к ночи. В темноте экипаж не заметил облако пепла. Его выбросил индонезийский вулкан Галунггунг: он проснулся после 160-ти лет покоя. Не зная причины, командир объявил по громкой связи: "У нас остановились двигатели, мы пробуем их запустить, надеюсь, это вас не беспокоит". Сразу возникла паника.
"Плохо" и "еще хуже"
На борту находились 248 пассажиров. Самолет планировал, теряя высоту. Выбор у летчиков был небольшой. Попытаться перелететь через горы на острове Ява, чтобы сесть в Джакарте, или приводняться в океане. Решили искать место для посадки на воду. Одновременно пилоты снова и снова пробовали запустить двигатели. "Без двигателей "Боинг-747" с полными баками очень тяжело пилотировать, возможна только экстренная посадка прямо перед собой, не поворачивая ни вправо, ни влево", – говорит гендиректор Альянса авиатехнологий "Авинтел" Виктор Прядка:
«
"Запуску двигателей в полете учат всех пилотов – это штатный вопрос, но при условии, что в них нет посторонних предметов. А тогда ситуация была нештатная. Вулканический пепел, попав на лопатки компрессора и другие части двигателя, образовал налет, как будто изнутри все вымазали медом или оплавили парафином толщиной 2-5 мм".
Каким-то чудом летчики смогли запустить все четыре двигателя. Теперь им надо было решить другую проблему: они ничего не видели перед собой.
Остров Ява, Индонезия
Ждать, пока не отдымит
Пепел в двигателе – это еще не все опасности. Виктор Прядка продолжает:
«

"Он может налипать на лобовые стекла кабины пилотов, а также попадать в приемники воздушного давления, которые связаны с автоматической системой управления: из-за этого возникают искажения скорости. Самолет, предположим, летит 900 км/ч, датчики показывают 300, и летчики добавляют газ. Если это происходит на низкой высоте, то скоростной напор может разрушить самолет, как случилось с Ан-148 в Подмосковье в 2018 году".

Цветы в память о жертвах крушения самолета Ан-148 "Саратовских авиалиний" в районе места трагедии. 13 февраля 2018
Самого страшного с британским боингом не произошло. Хотя и автопилот отказал, и лобовое стекло затянуло толстым слоем пепла, так что осматриваться можно было только через крохотный прозрачный участок. Но пилоты посадили борт в Джакарте: с ободранным фюзеляжем и оплавленными двигателями. Зато у пассажиров ни царапины. Этот случай вошел в историю как "Джакартский инцидент". После него появились особые международные инструкции: при оживлении какого-либо вулкана на маршруте, по которому должен лететь самолет, полет отменяется.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем