Произведения искусства часто отдуваются за людей, когда им не на чем выместить злобу, когда они хотят выразить политический протест, когда их накрывает приступ психической болезни или они перегреты алкоголем. У вандализма много причин. Самый страшный случай в истории музеев России был зафиксирован 15 июня 1985 года. В Эрмитаж пришел посетитель. При себе имел пузырек с серной кислотой, нож и аммоналовую шашку. Он приблизился к картине Рембрандта "Даная", дважды резанул полотно по обнаженному женскому телу, а потом широко плеснул на него из пузырька. Химикат стал разъедать краски, которым было 350 лет. Вспоминая этот случай, искусствовед Софья Багдасарова обращает внимание на один из мотивов вандальной атаки на Рембрандта:
"Его Даная максимально чувственна. Она вызывает эротические эмоции. Неслучайно вандал метил в ее живот и лоно: когда этого человека потом допрашивали, оказалось, у него были проблемы с личной жизнью. Его спровоцировала сексуальность картины. Она действительно была сексуальна для той эпохи, когда не были доступны глянцевые журналы и интернет".
Что это за существа, вандалы, по каким признакам они выбирают жертву - об этом в беседе с Софьей Багдасаровой.