Авторы

Держи меня нежно: что делать, если капитана судна засосало в иллюминатор

Читать на сайте radiosputnik.ru
Самолет шел на высоте 6 км, когда вылетело ветровое стекло кабины. Бортпроводник едва успел схватить за ноги командира экипажа – через секунду его тело распласталось по фюзеляжу. 10 июня 1990 года над английским Дидкотом потерпел аварию борт "Британских авиалиний".
В салоне находился 81 пассажир. Стюардессы разносили еду. После хлопка в носовой части попросили всех пристегнуться. Побежали смотреть, что случилось. Дверь в кабину была вырвана с мясом и валялась на приборной доске. Командира на месте не оказалось. Его увидели через ближний иллюминатор: широко открытые глаза не моргали, несмотря на зверский ветер. Решили, что он мертв. Но продолжали держать. Теперь втроем. Боялись, что тело попадет в двигатель, и тогда всем хана.
Отделался ушибами
Экстремальную ситуацию спас второй пилот. Связался с ближайшим аэропортом и чудом усмирил падающий самолет. Через 22 минуты после происшествия все было кончено. Никто не умер. Капитана затащили обратно в кабину, положили на носилки – по пути в госпиталь он начал моргать. У него было сильное обморожение, несколько переломов и многочисленные гематомы. Аварию расследовали быстро. Виновниками признали техников. Они установили болты не того диаметра, когда перед вылетом рейса крепили в кабине пилотов новое стекло. А дальше все шло по законам физики. Рассказывает заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский:
«
"Командир оказался за бортом, потому что его высосало воздухом, который был в салоне. Внутри стабильно поддерживается давление, равное давлению на высоте 2 км. А снаружи и на значительной высоте воздух уже значительно разрежен. Представьте: салон – это пластиковая бутылка с газировкой. Теперь проделайте дырку сбоку этой бутылки – оттуда сразу выпрет вода. Были такие случаи – например, вследствие терактов на борту, – когда в образовавшуюся после взрыва дыру выносило кресла вместе с пассажирами".
Командиру экипажа повезло выжить потому, что высота была сравнительно небольшой. В противном случае ему грозили несовместимые с жизнью баротравмы: закипание крови и разрыв сосудов тем воздухом, который находится внутри человека.
Перед смертью не наспишься
Аварии из-за разгерметизации случаются редко, но метко. Об одной из них напомнил Виктор Заболотский. Она случилась с частным бизнес-джетом в США в середине 90-х. Самолет был оснащен спутниковой навигацией, летел на автопилоте, экипаж в полном составе вышел к немногочисленным пассажирам. Чуть-чуть выпили, поговорили, а потом все уснули. Борт долетел до конечного пункта, команды "заход на посадку" не последовало, компьютер развернул самолет, и он полетел обратно. К нему подходил истребитель – летчик пытался высмотреть, что происходит внутри, но иллюминаторы заиндевели: спящие надышали. Наконец, кончилось топливо, и бизнес-джет грохнулся. Причиной катастрофы было то, что летчики перед вылетом забыли загерметизировать салон. На высоте 10 000 м всех, кто был внутри, незаметно сморило от недостатка кислорода.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем