Эстония, как показывает опыт, быстро забывает добро, которое ей делают. Но это не мешает ей раз за разом просить об одолжениях.
"У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон". Эта строчка вполне могла возникнуть в голове министра иностранных дел России Сергея Лаврова, когда ему сообщили о звонке министра иностранных дел Эстонской Республики Эвы-Марии Лийметс.
Такая фантазия имеет право на существование, потому что общение между двумя руководителями внешнеполитических ведомств практически сведено к нулю. Достаточно сказать, что в последний раз министры иностранных дел Эстонии и России встречались в 2015 году. И тут вдруг звонок, да еще и по инициативе эстонской стороны, как тут не вспомнить строчку из Чуковского.
Перечитывая пресс-релизы, можно отметить, что в результате получился разговор, который каждая из сторон поняла по-своему. Россия выделила в качестве основных тем решение вопросов, связанных с консервацией массового "безгражданства", дискриминацией русскоязычного населения, выдавливанием из информационного и образовательного пространства русского языка, планомерное уничтожение русскоязычных СМИ и преследование активистов движения соотечественников.
Эстония сделала вид, что эти темы даже и не затрагивались, а говорили почти исключительно о многострадальных пограничных соглашениях, находящихся в подвешенном состоянии в течение уже нескольких десятилетий. Кстати, российской стороной по поводу их ратификации давно и абсолютно четко было заявлено, что она состоится при двух условиях. Первое – отказ Таллина от территориальных претензий к России, второе – формирование нормальной неконфронтационной атмосферы двусторонних отношений. И с первым, и со вторым дела обстоят не самым лучшим образом, поэтому эстонским политикам стоит подумать над своим поведением и только потом просить поощрения в виде столь желанного для них соглашения.
К тому же у России есть наглядный пример того, как быстро в Эстонии забывают о сделанном для республики добре. К примеру, после визита президента Эстонии Керсти Кальюлайд в Москву страну поддержали в ее стремлении получить место непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Что Россия приобрела взамен? Еще одного организатора антироссийских акций на этой высокой международной площадке.
Надо заметить, что круг тем, в решении которых заинтересованы и эстонцы, и россияне, достаточно обширен. Однако, и это еще раз подтвердил состоявшийся разговор министров иностранных дел двух стран, для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходима воля к поиску компромиссов и желание сделать взаимоотношения добрососедскими.
Кстати, в финале беседы госпожа Лийметс рассказала министру Лаврову о желании ее страны стать наблюдателем в Арктическом совете "с тем, чтобы содействовать сотрудничеству двух стран в области науки и помогать устойчивому развитию Арктики" и наверняка попросила помощи в решении этого вопроса.
Интересно было бы узнать, что сказал по этому поводу, так сказать, не для прессы, Сергей Викторович, когда положил телефонную трубку.
Автор Николай Николаев, радио Sputnik, Эстония
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.