Авторы

"Потаенное судно": первая российская субмарина

Читать на сайте radiosputnik.ru
Первая подлодка была построена в России при Петре I. В 1719 году 29-летний крестьянин из Подмосковья Ефим Прокопьевич Никонов подал челобитную на имя царя. В ней он предлагал сделать особое судно, которое "будет ходить в воде потаенно".
Печальный конец учеников Цыфиркиных и Вральманов
Сегодня – День моряка-подводника. 19 марта 1906 года по указу императора Николая II в классификацию судов ВМФ был включен новый класс боевых кораблей – подводные лодки.
Использование субмарин в русском флоте предложил главный инспектор кораблестроения Николай Евлампиевич Кутейников еще в конце XIX века. Поначалу он хотел купить несколько лодок в США, но потом отказался от этой затеи. Во-первых, американцы, узнав об интересе России, тут же взвинтили цены на свои субмарины. А во-вторых, или даже, скорее, во-первых, Кутейников пришел к выводу, что мы и сами способны построить подлодки по собственным проектам. Благо разработки были. Уже в мае 1903 года была спущена на воду первая боевая подводная лодка "Дельфин" по проекту судостроителя Ивана Григорьевича Бубнова.
Первая бригада подводных лодок была сформирована в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалась в Либаве. Бригада состояла из 11 субмарин и 2 плавучих баз.
А вообще самая первая подлодка появилась в России еще при Петре I. В 1719 году 29-летний безграмотный крестьянин из Подмосковья Ефим Прокопьевич Никонов подал "написанную за малую мзду" челобитную на имя царя. В ней он предлагал сделать особое судно, которое "будет ходить в воде потаенно".
Петр I призвал Никонова, долго беседовал с ним наедине. А потом повелел, "таясь чужого глаза", приступить к постройке "потаенного судна" и назначил Никонова корабельным мастером.
Чертежей субмарины не сохранилось, но известно, что она была бочкообразной формы, скрепленная железными обручами. Длина – 6 метров, высота – два. Воздух должен был поступать через шланг, конец которого удерживался на поверхности воды поплавком. Дерево было пропитано салом для лучшего водоотталкивания. Двигалась с помощью весел. Также Никонов предложил использовать водолазный костюм из кожи – для выхода людей из "потаенного судна" для разрушения днища неприятельского корабля. Причем проект костюма содержал в себе основные элементы современного водолазного снаряжения.
В корпус подлодки были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при погружении. В процессе всплытия вода откачивалась за борт с помощью поршневого насоса. В корпусе была предусмотрена и шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки.
"Потаенное судно" Е. П. Никонова
Весной 1724 года на Неве прошли испытания "потаенного судна". Никонов отвесил всем поклон, перекрестился и спустился в люк субмарины. Началось погружение. Однако лодка чересчур быстро ушла на глубину и от удара о грунт дала течь, стала заполняться водой. Петр I лично спасал Никонова и его судно. При этом царь объявил присутствующим, чтобы изобретателю "никто конфуза в вину не ставил". Изобретатель же приступил к укреплению корпуса "потаенного судна".
Однако вскоре Петр I умер, а чиновники из Адмиралтейства поставили на проекте субмарины крест, посчитав его неперспективным. И хотя Никонов совершил два успешных погружения, его все равно разжаловали из мастеров в простые работники и отправили на верфь в Астрахань. А "потаенное судно" убрали в амбар, где оно "благополучно" сгнило.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Легенды замка Павла и призрак убитого императора
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем