Авторы

Вопреки всему: пять правил Натальи Крачковской для успеха в жизни

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Королева эпизода", "царица комедии с грустными глазами" – так описывают Наталью Крачковскую, выдающуюся и любимую миллионами актрису. Ее не стало 3 марта 2016 года. Но принципы, по которым она жила и творила, могут пригодиться многим.
Псы, ослы и кошки: 6 секретов хорошего юмора Леонида Гайдая
Обаятельная и бойкая, преданная своему делу, яркая и необычная, безусловно талантливая – этих эпитетов недостаточно, чтобы описать многогранную личность Натальи Леонидовны Крачковской. Ее экранные образы совершенно незабываемы: Ульяна Андреевна, жена Бунши из "Иван Васильевич меняет профессию", Кончита в "Человеке с бульвара Капуцинов", мадам Грицацуева в "12 стульях" – эти персонажи приковывают к себе внимание зрителя и – обязательно – заставляют улыбнуться.
Вспоминаем пять жизненных принципов Натальи Крачковской, благодаря которым она стала успешной актрисой и любимицей миллионов.
Кадр из фильма "Покровские ворота"
Следуй за мечтой. Вопреки всему
Какая банальность и романтическая наивность, скажете вы со скепсисом. И это так, если вы мечтаете о чем-то совершенно несбыточном, например, научиться летать без приспособлений и транспорта. Однако большинство людей мечтают о вполне реальных вещах, которые лишь кажутся недостижимыми. Или все вокруг убеждают в этом. По словам киноведа, помощника ректора ВГИКа Андрея Апостолова, Наталья Крачковская с самого начала своей карьеры вынуждена была бороться с обстоятельствами и людьми.
«
"Известно, что она всегда тянулась к актерской профессии, хотела ей заниматься, но сначала мама, которая сама была актрисой, с большим скепсисом относилась к желаниям Натальи. И просто в связи с ее внешними данными говорила, что актерская профессия у нее не сложится. Поступала она во ВГИК, опять же, вопреки всему скепсису и друзей, и родных. Поступала на курс к народному артисту Белокурову, который снялся в роли Чкалова к этому моменту, и она пришла, сделала себе прямой пробор и решила прочитать монолог Иванушки-дурачка сказки Ершова "Конек-горбунок". Это казалось настолько странным, настолько неочевидным выбором, при этом, она так бравурно объявила это, что Белокуров сходу рассмеялся и сказал: "Ну, эту дурочку точно надо принимать на курс". Потом, уже после поступления во ВГИК, случилась драматическая ситуация – автокатастрофа, на нее наехала машина. В результате Крачковская практически потеряла зрение и не могла продолжать обучение во ВГИКе. То есть все как будто бы было против, но, тем не менее, она шла к своей цели, даже после тяжелой травмы начала сниматься".
Как известно, талант – лишь один из ингредиентов успеха. Настойчивость, сила воли, умения и упорный труд важны не менее.
Кадр из фильма "Не может быть!"
Люби себя и не ломай в угоду другим
Когда все против тебя, а ты, на первый взгляд, совершенно не вписываешься в ту среду, в которой хочешь быть, довольно легко начать пытаться себя переделать, чтобы "соответствовать". Речь не о том, чтобы улучшать себя и развиваться, обретать новые навыки и получать знания, а о сломе собственной личности ради чего-либо. Наталья Крачковская, в свою очередь, всегда оставалась верной себе, несмотря ни на что, напоминает Андрей Апостолов.
«
"Наверное, первое ее действительно заметное появление на экране – это картина Григория Александрова "Русский сувенир". У нее там роль тоже эпизодическая, но, тем не менее, яркая, и это интересно, потому что Крачковская, снимаясь в этой картине, получила высочайшее благословение от Любови Петровны Орловой. Понятно, что для Крачковской Орлова – это кумир, огромная величина, звезда всесоюзного масштаба. И Орлова обратила внимание на Крачковскую, подозвала ее к себе и сказала ей: "В вас, Наташа, в вас есть индивидуальность, не теряйте ее". И вот Крачковская, можно сказать, следовала потом всю жизнь этому девизу. И вот это, мне кажется, вообще самое главное в Наталье Леонидовне: яркая индивидуальность и влюбленность в себя. Мы сейчас очень много говорим о том, что нужно принимать себя такими, какие мы есть и так далее. Но для Крачковской это совершенно не было каким-то абстрактным лозунгом – это действительно был девиз ее жизни, ее мировоззрение".
Кстати, в некоторой степени это касается и внешности: великий Леонид Гайдай запрещал Крачковской худеть и одобрял ее комплекцию, которая стала частью актерского амплуа.
Кадр из фильма "12 стульев"
Самоирония и умение посмеяться над собой
Относиться к себе слишком серьезно вредно. Да, мы часто недовольны собой или, наоборот, иногда преисполняемся гордостью за себя, однако и то, и другое делает нас уязвимее, более ранимыми. А стоит посмотреть на себя и ситуации, в которых оказываешься, с юмором, – и сразу становишься сильнее и более защищенным. Самоирония была одним из ключевых качеств Натальи Крачковской, подчеркивает киновед Андрей Апостолов.
«
"После съемок "Ивана Васильевича" было какое-то застолье, как обычно. И Крачковская сидела напротив Натальи Селезневой, тоже нашей популярной актрисы, которая, конечно, следила за фигурой, как и подобает актрисе таких внешних данных. Она от одного блюда отказалась, потом от следующего и говорила, что ей нельзя, что все это калорийно. А Юрию Яковлеву, который сидел в этот момент рядом с Крачковской, как-то претило это поведение Селезневой, и он обратился к Крачковской и во всеуслышание сказал то, что, на самом деле, могло бы покоробить и обидеть Наталью Леонидовну. Он сказал: "А вам, Наташа, наверное, уже все можно". Вместо того, чтобы обидеться, Крачковская вслух рассмеялась и потом везде сама эту историю как анекдот из своей биографии и рассказывала".
Бывали, впрочем, случаи, когда в начале карьеры Наталья Леонидовна действительно комплексовала по поводу своей внешности и даже иногда случались у нее порывы похудеть. Именно Леонид Гайдай "отучил" Крачковскую переживать по этому поводу.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Жизнь легче, чем кажется
Жизнь воспринимать слишком серьезно тоже не особо полезно: если "грузиться" по поводу и без, то и до нервного срыва недалеко или эмоционального выгорания. Особенно если повлиять на ситуацию или события мы не можем – тогда и переживать незачем. Умение смотреть на вещи просто, по мнению Андрея Апостолова, было жизненным кредо Натальи Крачковской.
«
"Крачковская рассказывала, что съемки "12 стульев" были очень сложными. Например, сцена погони Грицацуевой за Бендером снималась буквально с риском для жизни: она несколько раз чуть не срывалась с этих перил, ступенек лестницы, на которой она преследовала Бендера-Гомиашвили. Стоило ей сорваться, все могло бы закончиться действительно плачевно, но она относилась к этому очень легко, и это приятно удивило и восхитило Гайдая. Он любил актерскую самоотверженность. Была такая история, когда Крачковская должна была падать с этой лестницы, как она рассказывала, на небольшой батут, который для нее специально натянули, чтобы не было травм. Но она боялась: мол, слишком уж он небольшой и выдержит ли он ее. И обратилась с этим к режиссеру. А Гайдай не очень любил такие разговоры, обычно отшучивался, и он сказал Крачковской: "Ну, приземлишься на голову, голова точно поместится, а все остальное нас уже не волнует". Резкий, немножко грубый ответ, но в итоге оба они посмеялись. Такие обстоятельства Крачковская всегда принимала с легкостью и улыбкой".
Кадр из фильма "12 стульев"
Искусство требует жертв. И пострадавших
И это не фигура речи, а порой вполне буквальная ситуация, в том числе и для Натальи Крачковской, как следует из сказанного выше. Разумеется, это не значит, что для арт-перформанса надо ложиться на рельсы перед приближающимся поездом – ни в коем случае! Однако чем-то пожертвовать или пройти через испытания ради большой цели, выдающегося результата, скорее всего, придется. Говорят, что если тебе сложно, значит, ты развиваешься, а если легко, то стоишь на месте. Спорная мысль, ведь бывают тщетные усилия, напрасный труд и бесполезные усложнения, но если дело любимое, пусть и непростое, то бросать его точно не стоит – стоит отдаваться ему до конца, как это делала Наталья Крачковская.
Заслуженная артистка России Наталья Крачковская
Автор Светлана Холоднова, радио Sputnik
Скончался создавший пьесу "Покровские ворота" драматург Леонид Зорин
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем