Премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга вновь заявил, что суверенитет Японии распространяется на южные Курилы. Его слова прокомментировал для радио Sputnik заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов.
Выступая в среду в парламенте Японии, премьер-министр Ёсихидэ Суга на вопрос оппозиции о ходе переговоров с Россией ответил, что предметом диалога является принадлежность четырех островов – Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи. Он подтвердил позицию Токио, согласно которой суверенитет Японии распространяется на эти территории.
Высказывание Ёсихидэ Суга в интервью радио Sputnik прокомментировал заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов.
«
"Заявление японского премьера о суверенитете Японии в отношении южных Курил не представляет ничего нового. Это давняя позиция Японии, и было бы странно, если бы японский премьер ее не озвучил, когда коснулся в своем выступлении отношений с Россией. Это повторение того, что уже было, и на чем строится японская позиция по отношению к проблеме пограничного размежевания с Россией", – сказал он.
Однако на фоне заявления предыдущего премьер-министра Японии, Синдзо Абэ, сделанного в 2018 году, выступление Ёсихидэ Суга представляет собой некий шаг назад, считает эксперт.
«
"Премьер-министр Ёсихидэ Суга сказал, что эту проблему (заключения мирного договора с Россией, – ред.) необходимо решать на основе определения принадлежности четырех южно-курильских островов. То есть повторил старую позицию Японии, что суверенитет в отношении южных Курил пока еще не определен и нужно его определить в ходе переговоров. В этом смысле сделан шаг назад по сравнению с тем, что было зафиксировано в 2018 году. Тогда японский премьер согласился, что эту проблему необходимо решать на основе декларации 1956 года, где говорится о передаче Японии только двух островов, и ничего не сказано об оставшихся двух островах", – напомнил Дмитрий Стрельцов.
По его мнению, перспектива компромисса по вопросу о южных Курилах становится еще более отдаленной.
«
"Она и раньше была не очень реалистичной, а сейчас, на мой взгляд, относится уже больше к области фантастики", – заключил эксперт.
По окончании Второй мировой войны мирный договор между СССР и Японией так и не был заключен. В 1956 году два государства подписали совместную декларацию, в которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. СССР рассчитывал, что это поставит точку в споре, но Япония не отказалась от претензий на все острова.
Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и суверенитет России над ними сомнению не подлежит.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.