Авторы

Бегство с места преступления: туманное дело английского "Султана"

Читать на сайте radiosputnik.ru
Пароход шел в густом тумане. В два часа ночи наблюдателю показалось: слева по борту – чьи-то габаритные огни. Капитан снизил скорость, дал гудок и почти одновременно раздался грохот таранного удара. 18 января 1883 года в Северном море столкнулись немецкий лайнер и английский сухогруз.
Океанский лайнер "Цимбрия" и грузовой пароход "Султан" были в сцепке не больше минуты. "Султан" вынул нос из чужого корпуса и не снижая скорости ушел в туман. Гигантская пробоина впустила в "Цимбрию" тонны ледяной воды. Судно продержалось 15 минут и затонуло. Погибли 437 человек.
Трюм – подводная могила…
"Цимбрия" шла из Гамбурга в Нью-Йорк. Пассажирами были в основном мигранты за океан: из России и Венгрии, Австрии и Пруссии. Несколько французов. Группа американских индейцев. По большей части беднота, которая разместилась в трюме. Для лучшей вентиляции помещения капитан дал указание: не закрывать переборки. Первыми там захлебнулись 87 детей. Больше всех повезло полусотне взрослых с верхних палуб. Одни спаслись на трех шлюпках. Другие держались в воде до утра на обломках мачт. Или – на палубных скамейках: офицеры вырывали их с мясом и бросали за борт. Какое-никакое плавсредство. Сбежавший с места преступления "Султан" тоже пострадал: добрался до ближайшего порта в полузатопленном состоянии. К нему потом возникло немало вопросов. Например, о неоказании помощи "Цимбрии". Тем более что английский экипаж признался: в ночном тумане были отчетливо слышны дикие крики гибнущих людей…
Правило хорошего тона - теперь закон
Трагедия в Северном море имела колоссальный резонанс. Через год после нее собрали большую международную конференцию по морскому праву. На ней пересмотрели и ужесточили ряд правил для предупреждения столкновения судов. Однако конвенционные нормы, посвященные спасанию на море, появились только в 1910 году. Рассказывает профессор МГИМО, доктор юридических наук Александр Вылегжанин:
«

"В XIX веке на море действовали обычные правовые нормы. По ним можно бы укорить экипаж "Султана": дескать, англичане плохие, потому что не оказали помощи немецкому лайнеру. Но поставить вопрос об их ответственности нельзя. Тем более что помогать другому судну всегда следовало лишь в той мере, в какой эта помощь не опасна для тех, кто ее оказывает. "Султан" сам получил повреждения, и его капитан принял решение уйти обоснованно".

Спасатели буксируют судно "Modern Express" у берегов Франции
Нарушения права с английской стороны не было. Было лишь вынужденное нарушение морского обычая – оказывать посильную помощь тонущим. Со временем этот обычай сделали договорно-правовым требованием. В 1982 году ООН приняла конвенцию, которую иногда называют "Конституцией океана". Она обязывает капитанов помогать "судну, которое терпит бедствие", и "любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель". Тем не менее, тонуть в море по-прежнему страшно…
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем