Цифровые экосистемы настойчиво входят в жизнь человека. Более того, из-за пандемии люди все больше чувствуют себя частью этих экосистем.
Цифровые продукты активно развиваются в последние несколько лет. Пандемия коронавируса ускорила эту тенденцию. Онлайн-торговля уже не уступает продажам офлайн, если не превосходит их. Теперь приобретать товары и услуги через интернет не просто удобнее, а безопаснее. Контакты сведены к минимуму: вместо торгового зала ‒ экран устройства, а выбранный товар тебе доставят на дом. Перебирать банкноты руками в кошельке больше не нужно – достаточно заплатить по карте или при помощи платежного сервиса.
Еще до пандемии товары и услуги начали группироваться в так называемые цифровые экосистемы. С точки зрения IT экосистема подразумевает взаимосвязь всех сервисов компании друг с другом. Предполагается, что все от этого в выигрыше – клиент удовлетворяет свои потребности, бизнес получает клиента, а тот, кто их свел – процент.
При этом такие экосистемы могут быть разными – умный дом, банковские, торговые, развлекательные и так далее. Суть в том, что все они создают решение, состоящее из нескольких элементов. Такое решение может удовлетворить сразу несколько потребностей пользователя. Однако в таком, казалось бы, удобном для всех процессе могут быть и перекосы. В Европе и США уже появился термин "цифровое крестьянство", который характеризует негативную сторону развития цифровых экосистем. Это когда пользователь или бизнес попадают в зависимость от того, кто формирует предложение.
В России цифровые экосистемы тоже все больше входят в повседневную жизнь. Во время режима самоизоляции это стало особенно заметно. Пока крупных игроков на российском рынке три: это "Яндекс", Mail.ru Group и "Сбер".
"Яндекс"
Компания уже давно не просто поисковик. Под одним брендом сегодня находятся сервисы заказа такси, каршеринга, доставки продуктов на дом, музыки и кино. Кроме того, компания запустила свою образовательную площадку для обучения популярным специальностям в сфере информационных технологий, а также имеет свой канал онлайн-продаж – маркетплейс. Осенью появились сообщения о том, что "Яндекс" покупает группу "Тинькофф". Аналитики тогда предположили, что компании для развития своих продуктов необходим платежный сервис. Однако сделка не состоялась
Mail.ru group
Еще один "уже не просто поисковик и почтовый сервис". Mail.ru group так же, как и "Яндекс", активно формирует свою цифровую экосистему: соцсети, доставка еды, образование, развлечения, такси и так далее.
"Сбер"
С недавних пор тоже "уже не просто банк". Пока первая компания не из IT-сектора, которая представила свою цифровую экосистему. Помимо очевидных финансовых услуг, компания предлагает решения в разных сферах: от телекоммуникаций до электронной коммерции и развлечений.
В России, как и в остальном мире, флаг первенства в формировании цифровых экосистем ‒ у IT-компаний. Оно и понятно, из-за жесткой конкуренции и стремительного развития информационных технологий только на одном продукте долго не просуществуешь. Но учитывая, что без информационных технологий сегодня не обходится практически ни одна сфера, можно уверенно прогнозировать, что и цифровых экосистем со временем станет больше.
Автор Кирилл Бакеев, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.