Члены президиума Боснии и Герцеговины отказались от встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым. В эфире радио Sputnik директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников рассказал, с чем, по его мнению, связан демарш.
Члены президиума Боснии и Герцеговины Желько Комшич и Шефик Джаферович отказались прийти на встречу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Свое решение они объяснили тем, что прозвучавшие накануне заявления главы российской дипломатии по Дейтонским соглашениям идут вразрез с позицией Боснии.
"Всем ясно, что господин Лавров – среди первых трех мировых дипломатов. У человека с таким опытом все поступки спланированы заранее. То, что мы могли видеть с того момента, как он прибыл в БиГ, – это сигналы от страны, которую он представляет", – заявил Комшич на брифинге.
По его словам, поддержка российским министром резолюции о военном нейтралитете одной из частей страны – Республики Сербской – противоречит тому, что подобные решения могут принимать только центральные власти Боснии и Герцеговины. Помимо этого, Комшича и Джаферовича возмутило отсутствие флага и какой-либо государственной символики БиГ на вчерашней встрече Лаврова и председательствующего члена президиума от сербов Милорада Додика.
Встреча Лаврова с Комшичем, Джаферовичем, а также Додиком была запланирована утром во вторник, министр находится в БиГ с рабочим визитом.
В эфире радио Sputnik директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников прокомментировал ситуацию.
«
"На Балканах идет противостояние: есть евроатлантический центр, и это одна линия, и есть попытка сохранить традиционные связи балканских государств с Россией – восточный вектор. По окончании югославской войны часть территории бывшей Югославии попала под полное внешнее управление евроатлантического центра. Руководители данных государств, и их политика изначально сформированы так, чтобы противостоять влиянию России на Балканах. Это не столько воля народа, сколько тот политический заказ, та политическая задача, которую выполняют местные элиты, поставленные туда внешними центрами силы. Специально отобраны люди, которые будут эти решения, заранее спрогнозированные, лежащие в определенном русле, принимать и реализовывать. Так что ничего неожиданного в этом нет. Если нужно ослабить позиции России на Балканах, то правительство Боснии и Герцеговины будут это бодро отыгрывать. Никаких других вариантов у них нет", – сказал Дмитрий Солонников.
По его мнению, данный демарш из того же разряда.
«
"В данной ситуации неважно, приняли они это решение сами или им подсказали. У Фазиля Искандера есть прекрасная фраза: "Плывя в королевском направлении, можно превышать даже королевскую скорость". Они знают "королевское направление" и бегут по нему. А когда не успевают догнать, их правильным пинком поправляют", – отметил эксперт.
Босния и Герцеговина объявили о выходе из состава Югославии в 1992 году. После этого в республике началась война с участием боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.
В ноябре 1995 года на американской военной базе в Дейтоне было принято мирное соглашение. Документ, который подписали 14 декабря того же года, предполагает прекращение огня, разделение враждующих сторон и обособление территорий. Тогда сформировались три образования: Федерация БиГ, Республика Сербская и особый округ Брчко. Во главе государства стоит президиум из трех человек: по одному представителю от сербов, хорватов и боснийских мусульман.
Накануне Лавров отметил, что Россия полностью поддерживает Дейтонские соглашения и призывает к их соблюдению всех участников, как боснийских, так и внешних. По словам министра, эти принципы требуют решения всех возникающих в Боснии и Герцеговине проблем только через внутриполитический диалог, поиск баланса интересов и компромиссов при полном соблюдении принципов невмешательства в боснийские дела извне.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.