Сказано в эфире

"Опередили свое время". Эксперт о перспективах возрождения "Буранов"

Стало известно, кому принадлежат летный экземпляр космического челнока "Буран" и его технологический макет, хранящиеся на Байконуре. Эксперт Александр Железняков в эфире радио Sputnik рассказал о значении технологических наработок, примененных в "Буранах".
Читать на сайте radiosputnik.ru
У кого челнок больше: как американцы и русские пугали друг друга
Второй летный экземпляр космического челнока "Буран" и его технологический макет, хранящиеся на Байконуре, принадлежат казахстанскому предприятию "Ракетно-космическая компания "Байконур".
Об этом сообщил глава предприятия Муса Даурен, написав руководителю "Роскосмоса" Дмитрию Рогозину в комментарии к его посту в Twitter. Российский чиновник на днях сообщил, что государственная корпорация хотела бы купить "Бураны" и устроить их в музей, но не смогла найти владельца.
"Уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли "Буран 1.02" и ПМ "ОК-МТ 0.07" принадлежат не физ.лицу, а находятся на балансе АО "РКК Байконур". Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми", ‒ написал Даурен.
В ответном сообщении Рогозин выразил тревогу по поводу условий хранения кораблей и спросил о возможности обсудить дальнейшую судьбу космических челноков.
Эксперт в ракетно-космической отрасли, историк космонавтики Александр Железняков в эфире радио Sputnik оценил значение "Буранов" для российской космонавтики.
«
"Те экземпляры "Бурана" ‒ и летные, и испытательные, ‒ которые были в свое время изготовлены, конечно, представляют только историческую ценность и могут пригодиться для музеев. Технические решения, которые были разработаны для "Энергии"‒"Бурана", этого комплекса, конечно, могут использоваться и в будущем… Естественно, на новой элементной базе, с использованием новых материалов. Но сами технические решения были оригинальными в свое время и остаются в значительной степени актуальными сейчас. Никакая работа не может пройти даром, если она сделана на хорошем техническом уровне… Тридцать лет для такой сложной технической системы ‒ не самый большой срок", ‒ уверен Александр Железняков.
По мнению эксперта, в ближайшем будущем новые многоразовые системы вряд ли появятся, это задача на более отдаленную перспективу.
«
"Практика показала, что сами по себе подобного рода многоразовые системы экономически не оправданы. Они, скажем так, опережают свое время. Вывод груза на орбиту с помощью многоразовых систем очень дорог, межполетное обслуживание тоже не такое простое. Поэтому сейчас возрождение "Бурана" можно рассматривать только чисто теоретически. Американцы в 2011 году от своей системы тоже отказались из-за дороговизны. Поэтому, наверное, такие многоразовые системы ‒ дело будущего, когда удастся решить вопрос с возвращением ступеней, которые выводят корабль на орбиту, и многие другие вопросы", ‒ считает Александр Железняков.
Первый летный корабль "Буран", который совершил единственный полет в 1988 году, был уничтожен после обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре в 2002 году. Второй и последний из достроенных кораблей вместе с макетом хранятся там же.
Третий, недостроенный экземпляр находится в подмосковном Жуковском, испытательный экземпляр с самолетными двигателями ‒ в Германии.
Еще один макет "Бурана" долгое время хранился на открытой площадке на Байконуре, но потом его перевезли в музей РКК "Энергия" на космодроме, другой ныне находится на ВДНХ в Москве.
Впервые за 6 лет. Стали известны дата и время запуска ракеты "Ангара-А5"
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем