Все то, что хотели построить давно, но не могли. Все то, что начато, но стоит без движения много лет – это тоже будет достроено. По статистике, размещенной на официальном сайте, "Большая стройка" – это 593 объекта социальной инфраструктуры плюс строительство и ремонт шести с половиной тысяч километров дорог. Высоким слогом там подчеркивается масштабность замысла: "Строительство и реконструкция объектов основаны на принципах энергоэффективности и высокого качества, инклюзивности и нацеленности на каждого украинца как клиента".
В то же самое время, только на объекты социальной инфраструктуры в 2020 году планируется потратить более пяти с половиной миллиардов гривен. Более половины – расходы из госбюджета. Причем в этом году на дороги возьмут деньги Фонда борьбы с коронавирусом: приоритет кабмин обозначил достаточно ясно. На 2021 год финансовые амбиции выглядят скромнее.
По данным официального портала "Большой стройки", к первому октября 2020 года его объекты профинансированы лишь на 39% от годового плана. С учетом темпов субсидирования этих проектов, по результатам этого года, они будут профинансировано и, возможно, завершены не более чем на половину.
Проект запускается на фоне заметного роста дефицита украинской казны. С начала года он достиг рекордных за последние годы значений - 111 миллиардов гривен. В то время как за весь прошлый год дефицит составил 81 миллиард гривен.
В 2021 году, по прогнозам экономистов, роста дефицита ускорится. В 2021 году дефицит планируется на уровне 300 миллиардов гривен (6,5% ВВП). Покрывать этот разрыв придется все теми же способами: повышать цены на коммуналку, снижать реальные зарплаты с помощью девальвации. А еще просить у внешних кредиторов новые займы.
Очень вероятно, замечают украинские журналисты, что после красивого запуска, кабмин потихоньку будет вынужден свернуть эти президентские инициативы, в том числе и "Большую стройку". В этом случае количество долгостроев не уменьшится, как хочет того Зеленский, а наоборот, вырастет.
Среди знаковых долгостроев Украины – Запорожский мост, аэродром международного аэропорта Днепропетровск, сооружения одесского аэропорта Измаил. Ни один из этих объектов, как и многие другие, не заложены ни в одну из 32 бюджетных программ, которые реализуются в 2020 году. Причем 20 из них не профинансированы на 2021 год.
В общем, "Большая Стройка" грозит обернуться "Большой Долгостройкой".
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.