Авторы

Духовный оппонент Петра I

Адриан был избран патриархом вопреки желанию Петра I, поскольку выступал против отмены русской национальной одежды, курения, брадобрития, всепьянейших соборов и прочих царских сумасбродных "затей".
Читать на сайте radiosputnik.ru
Поэт-чиновник и его знаменитая "Песня цыганки"
В этот день, …лет назад
Двенадцатого октября 1627 года родился патриарх Адриан, последний в досинодальный период.
Он был избран патриархом в 1690 году. Причем вопреки желанию Петра I, поскольку Адриан выступал против отмены русской национальной одежды, курения, брадобрития, всепьянейших соборов и прочих царских сумасбродных "затей". Царь, естественно, был недоволен Адрианом. Дескать, попы тормозят "прогресс". В Лондоне, во время заграничного путешествия, к Петру обратились английские купцы с просьбой дать разрешение торговать табаком в России. За это они обещали не только платить положенную пошлину, но и единовременно внести в российскую казну 20 тысяч фунтов стерлингов. Петр дал согласие на сделку. При этом купцы спросили, не будет ли патриарх чинить препятствий их торговле. На это царь с видимым неудовольствием ответил: "Не опасайтесь; возвратясь в Москву, дам я о сем указ, чтобы патриарх в табашные дела не мешался. Он при мне блюститель только веры, а не таможенный надзиратель".
Отношения Адриана с царем еще более обострились после отказа патриарха в 1698 году постричь супругу Петра Евдокию Лопухину. Во время подавления Стрелецкого бунта и следствия патриарх, дабы смягчить гнев царя, пришел к нему с иконой Пресвятой Богородицы. Однако приход патриарха только разозлил Петра: "Зачем ты здесь с иконой? Какая обязанность привела тебя сюда? Уходи скорее и поставь икону на подобающее ей место. Знай, что я почитаю Бога и Пресвятую Богородицу, может быть, больше чем ты. Дело моей высокой обязанности и должной любви к Богу охранять народ и публично наказывать за преступления, направленные к общей гибели народа".
Портрет Евдокии Федоровны Лопухиной. Неизвестный художник
Массовые казни стрельцов носили совершенно чудовищный и какой-то фантастический характер. Царь даже приказал своим сподвижникам собственноручно рубить головы мятежникам. Решил повязать кровью? Князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский палашом отрубил головы четверым стрельцам. А вот из дядьки царя, князя Бориса Алексеевича Голицына, палач получился никудышный. Рубил дрожащими руками, несильно, криво и плохо, продлевая тем самым мучения несчастных. Зато "счастья баловень безродный" Алексашка Меншиков потом похвалялся, что отрубил двадцать голов. Петр хотел привлечь к казни и "друга сердешного" Франца Лефорта, но тот отказался. Дескать, у него на родине на то есть специально обученные люди, профессионалы. Ну что ж! Иезуитски-логично. Ведь на Руси дураков, слава Богу, лет на сто припасено...
Большая площадь в Преображенском была залита кровью казненных. И за этим ужасным зрелищем наблюдали многие бояре, иностранные дипломаты, жители Немецкой слободы, которых Петр пригласил почти что в приказном порядке. Кстати, по Соборному уложению 1649 года Алексея Михайловича, отца Петра, смертная казнь предусматривалась за 60 видов преступлений. Тогдашнее законодательство Франции – за 115. А сам Петр ввел смертную казнь за двести видов преступлений. При этом В.О. Ключевский, превознося законотворчество Петра, которое тот скопировал у стран Старого Света, замечает: "Европейские народы воспитывались не кнутом и застенками".
Сцена из фильма режиссера Павла Лунгина "Царь"
Столь странный дуализм о "сусальной Европе" и "немытой России" весьма верно объяснил еще в 1876 году историк И.Е. Забелин. Русские ученые изначально разрабатывали свои концепции исторического развития России по европейским лекалам. И вышло все шиворот-навыворот: если "немецкий ученый убежден, что германское племя повсюду в истории являлось и является основателем, строителем и проводником цивилизации, культуры; то русский ученый, основательно или неосновательно, никак не может в своем сознании миновать той мысли, что славянское племя, и русское в частности никогда в культурном отношении ничего не значило и, в сущности, представляет историческую пустоту. Для воспитания такого сознания... была та причина, что свои ученые познания мы получали от той исторической науки, где эта истина утверждалась почти каждодневно".
Недаром ту же норманскую теорию разрабатывали у нас в России на русские деньги приглашенные из Германии ученые. Тот же Шлецер, например...
Но вернемся к патриарху. С другой стороны, Адриан поддерживал полезные и действительно важные начинания Петра, направленные на благо России: строительство флота, военные и некоторые социально-экономические реформы. Патриарх активно обсуждал с царем необходимые меры для развития образования и широкого просвещения в России. Эти реформы, в частности, привели к созданию Академии наук.
Петр Первый. Цветная раскрашенная литография с портрета Жана Натье
Патриарх скончался в октябре 1700 года. Петр даже не пришел на его отпевание, сославшись на важные государственные дела. Это было беспрецедентным событием в русской истории. Нового патриарха царь распорядился не избирать, а назначил лишь местоблюстителя патриаршего престола – своего сподвижника Стефана Яворского. А в 1721 году Петр и вовсе упразднил патриаршество, учредив Духовную Коллегию – будущий Синод. Историки пишут, что царь еще во время своего вояжа в Британию восхищался тамошним устройством церкви, которая была в полном подчинении у светской власти. Тогда-то Петр, наверно, и задумался о введении в России синодального устройства церкви. При этом он как-то впопыхах даже не задумался о том, что делая церковь одним из государственных ведомств, навроде министерства, тем самым подрывает ее авторитет в глазах народа. А ведь именно церковь – единственный русский институт, который преодолел все тысячелетние невзгоды. Например, в Смутное время церковь была единственным объединяющим началом, которое удержало страну от распада.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Зачем Кюстин написал русофобский пасквиль?
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем