Беломорканал: прошлое и настоящее

Читать на сайте radiosputnik.ru
87 лет назад завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала. Оно началось двумя годами ранее по инициативе Сталина. Канал соединил Белое море и Онежское озеро. Почти 280 тысяч заключенных с помощью кувалд, топоров и тачек под надзором НКВД в условиях секретности пробивали в скальных породах Карелии русло канала. Самым современным механизмом стройки был деревянный журавль для перемещения валунов. Путем жесточайшей эксплуатации заключенных руководству удалось достичь рекордных темпов прокладки. В то время как Панамский канал длиной 80 километров строился 28 лет, Суэцкий канал (160 километров) – 10 лет, Беломорканал длиной 227 километров был пробит в скальных породах за год и девять месяцев. По официальным данным, за время строительства канала погибли более 12 тысяч человек. По неофициальным - от 50 до 200 тысяч.
Об истории строительства говорим в прямом эфире радио Sputnik с историком Никитой Петровым.
Никита Петров: идея строительства канала существовала еще за полвека до его прорытия, но проект считался слишком дорогим.
Никита Петров: готовый канал был 6 метров в ширину и 3 метра в глубину, сложно сравнивать его с Суэцким и Панамским, но небольшие корабли и подлодки по нему удалось перебросить.
Никита Петров: чтобы стать "каналармейцем" человеку было достаточно получить срок более 3 лет.
Никита Петров: ошибки, допущенные при строительстве Беломорско-Балтийского канала, были учтены при сооружении канала Москва-Волга.
Никита Петров: документы, по которым можно было бы выяснить точное количество жертв строительства или недоступны, или с ними тяжело работать.
Обсудить
Рекомендуем