Сказано в эфире

Кино удалить, памятники снести. Кого и почему в США обвиняют в расизме

Читать на сайте radiosputnik.ru
Мир захлестнула волна протестов против расизма. Во многих городах Европы и США демонстрации превратились в беспорядки. Участились случаи вандализма, когда протестующие вымещают свой гнев на исторических монументах: например, в Бристоле сбросили в реку памятник политику и работорговцу XVII века Эдварду Колстону.
Но страдают не только скульптуры: стриминговая платформа HBO заблокировала доступ к фильму "Унесенные ветром", потому что картина, как говорится в заявлении компании, "изображает некоторые этические и расовые предрассудки, которые, к сожалению, были распространенным явлением в американском обществе".
Почему люди протестуют? Существуют ли предпосылки для расовых протестов? Почему меняется отношение к фильмам и книгам прошлого? Как обстоят дела с расизмом в России? И как трактовать классические тексты и можно ли их запрещать? Спросили у правозащитника, координатора движения "Страна без расизма и ксенофобии" Бахрома Исмаилова и заведующего кафедрой эстетики и этики Института философии человека РГПУ им. Герцена Льва Летягина.
Правозащитник, координатор движения "Страна без расизма и ксенофобии" Бахром Исмаилов:
05:10 Их трудно, например, современное поколение европейцев обвинить в том, чтобы они не делают всё необходимое для того, чтобы обеспечить равноправие. И даже где-то больше, чем нужно, они делают. Но это не дает достаточного эффекта, значит, есть какой-то системный кризис. Видимо, недостаточно просто давать людям субсидии, продвигать их по службе. Видимо, есть что-то в этих социумах, что мешает, чтобы эти люди осознали себя полностью частью этого общества. И эти протесты в США … имеют один положительный тренд, один положительный нюанс, так скажем, то, что теперь, властям придется пересмотреть все механизмы в социуме. И посмотреть, где та ошибка, почему мы имеем все новые и новые поколения, которые также не могут до конца включиться в социум, не быть частью прогрессивного сообщества и продолжают какой-то маргинальный образ жизни. В чем проблема?
07:30 Для меня, как бы это ни банально звучало, всегда примером, идеалом оставался советский интернационализм. Который своей простотой и заложенными основами объединял сотни национальностей вокруг определенной идеи. Но мы должны признать, что Советский Союз достиг серьёзных успехов. И примером является та интеграционная политика, которая проводилась в странах Центральной Азии, в Закавказье, когда на страны, которые входили в Советский Союз, не смотрели, как на колонии, из которых можно просто вывести имущество. А вкладывались деньги в развитие культуры, социальной сферы, производства, образования.
12:50 Мы можем смотреть на систему в США с точки зрения возможностей и запретов. Я считаю, что это благо. Любые оскорбления в части принадлежности к национальности, либо принадлежности к какому-то вероисповеданию, это в цивилизованном обществе должно караться. Потому что, если мы этого делать не будем, то очень легко это общество можно подорвать.
18:41 Россия остается страной, которая заинтересована в приеме трудовых мигрантов… Поэтому Россия должна иметь свою достаточно твердую внятную миграционную политику, которая обеспечить её наиболее качественными трудовыми ресурсами с постсоветского пространства. Россия не должна здесь ни на кого ориентироваться, должна свою чёткую повестку иметь, кто и как может здесь работать и проживать.
22:43 Мы должны создать такую же атмосферу, чтобы люди говорили, да, я российский узбек, я российский таджик, российский киргиз, и гордиться этим. Много людей и так гордятся, понимают историю, тренд, куда страна идет. Но для масс нужна более серьезная работа, и она должна быть направлена на то, чтобы у людей появился патриотизм.
Заведующий кафедрой эстетики и этики Института философии человека РГПУ им. Герцена Лев Летягин:
26:45 Думаю, что в России эти сюжеты надо воспринимать немного по-своему, с учетом нашей сложившейся исторической традиции, и классические тексты … нужно, наверное, оставить в покое, потому что все в конечно счете зависит не от текста классики, а от того, как мы его интерпретируем.
34:49 Любой запрет как раз стимулирует интерес, и чем больше мы запрещаем, тем больше чего-тот хочется.
36:01 Любые акции, которые сегодня захлестнули Америку и многие города Европы – это по большому счету не больше, как акционизм, который предполагает скорее необходимость отчитаться по данному вопросу, чем его решить.
Протестный расовый вопрос: черед за Британией
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
Обсудить
Рекомендуем