Минобороны Чехии не может передать России памятник маршалу Коневу, который демонтировали в апреле в Праге, поскольку он принадлежит муниципалитету района Прага-6, а не военному ведомству. Об этом говорится в ответе министра обороны республики Лубомира Метнара на письмо главы Минобороны России Сергея Шойгу.
"Памятник не является имуществом Минобороны и не находится на его территории. Одновременно, согласно правовым нормам, его нельзя включить в категорию военных захоронений. Решение о демонтаже памятника принял муниципалитет городского района Прага-6, а Минобороны, согласно законодательству, не может вступать в права собственности городской части Прага-6, к которой относится памятник, и, таким образом, не имеет права принимать решение о его возможной передаче России", – цитирует ответ Метнара РИА Новости.
Власти района Прага-6 в начале апреля демонтировали памятник советскому маршалу Ивану Коневу, освобождавшему город от гитлеровцев в мае 1945 года.
Глава Минобороны России Сергей Шойгу обратился к СК с просьбой привлечь к уголовной ответственности иностранных чиновников, ответственных за снос памятников советским гражданам, а также попросил Метнара передать памятник Москве.
Доктор политических наук, заведующая отделом европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова считает, что чешская сторона опасается международного резонанса, поэтому отказывается передать памятник России.
«
"Вся эта скандальная история с памятником уже привлекла очень большое внимание мировой общественности. Например, Великобритания, которая критически относится к России по многим вопросам, в данном случае неоднократно высказывала свое недоумение по поводу подобной борьбы с памятниками в странах Восточной и Центральной Европы. То есть в Старой Европе, в принципе, плохо относятся к войне с памятниками, с историей. Поэтому если бы министерство обороны Чехии решило бы отдать памятник, то это вызвало бы большой скандал. Сейчас они объясняют это какими-то имущественными причинами. Но отдать памятник – это фактически будет означать неблагородный жест в адрес отцов и дедов, которые воевали за освобождение этих стран. Думаю, это связано, прежде всего, с этим – была бы очень нехорошая реакция в Европе", – сказала Надежда Арбатова в эфире радио Sputnik.