У него есть усы. Его величают фельдмаршалом. Он тоже предводитель и где-то даже отец демократии. Но он не Киса Воробьянинов. Хотя бы потому, что Халифа Хафтар не потерпит над собой власть турецкоподданного. Каждого такого он считает проходимцем. Тем более главного из них. Тот, правда, в отличие от своих коммандос сюда носу не кажет, но грозит Хафтару и его Ливийской национальной армии полным уничтожением. Чаще не сам, а через своего человека в Триполи Файеза Сарраджа – главы правительства национального согласия, название которого оправдывает себя лишь на треть, поскольку правительство есть и ладно, остальное даже не предвидится.
"Мы нанесем сокрушительное поражение ЛНА в течение месяца Рамадан", – это у него из последнего. Прошла неделя. И вот ответ. "Нанес бы ты, да очередь моя", – не то чтобы буквально, но примерно в том же стиле отреагировал фельдмаршал. Он объявил, что управление всей страной переходит к нему так, будто уже занял Триполи, и ему только и осталось, что объявить об этом. "Несмотря на тяжелый груз оказанного доверия и бремя обязанностей, ливийская армия будет выполнять желания народа и избавит его от страданий", – сказал командующий тоже по случаю Рамадана.
И это с обеих сторон вполне логично. В священный месяц правоверные все равно должны отказаться от дневного приема пищи, питья, курения, интима. То есть, чем еще заняться, как ни воевать. Или отвоевывать, как называет это Хафтар. Вообще, когда разброд, шатания и междоусобица, то армия – это сила. За примерами далеко ходить не надо – Египет и его Ас-Сиси. Другое дело, что в Ливии армия не только у Хафтара. Но и у ПНС. Там всего понамешано. Есть и ливийцы. Но американцы, турки, исламисты, террористы, осколки Аль-Каеды, недобитки ИГИЛ*. Всякий сброд, как характеризует противника фельдмаршал, пожалуй, единственный здесь настоящий полководец.
Однако его военного гения недостаточно, чтобы взять Триполи. Ровно год назад объявил решающий поход на столицу, но для него она все еще в Тобруке, где заседает парламент. В отличие от правительства он избран народом, а не внешним диктатом. Вот в минувший четверг Хафтар и призвал этот народ отвергнуть достигнутое в 2015 году соглашение, результатом которого и стало формирование ПНС. А в понедельник он заявил, что услышал призыв. Не важно, что только он и услышал. Ему хватило, чтобы разорвать этот пакт и поручить себе, как он сказал, "историческую миссию".
Это – война. Но она здесь и не прекращалась. Хафтар не открывает ящик Пандоры. Он пробивает у него еще и дно, чтобы быстрее опустошить. Его враги говорят, что страну. Но так они говорят только потому, что из-за него сами не могут этого сделать. Руки коротки и до нефти не дотягиваются. Вот и нервничают Штаты с Турцией. Вот и создают путаницу. ЛНА, ПНС. Можно легко заблудиться в трех буквах. По фельдмаршалу же, достаточно одной. Максимум двух, но одинаковых. Потому что при нем на вопрос, как дела, ливийцы смогут ответить, что "Х". И добавить, не подумайте, что Халифа Хафтар – это прямо хорошо. Но, может, все же лучше, чем ничего.
*Террористическая организация, запрещенная в РФ.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik