Как ранее заявляли в польской компании, ей причитается шесть миллиардов злотых (порядка 1,43 миллиарда долларов) по решению арбитража.
Речь идет о Ямальском контракте от 1996 года, который предусматривает поставки в Польшу до 10 миллиардов кубометров российского газа в год. В 2012 году стоимость газа для Польши по этому контракту снизили на 10%. В 2015 году PGNiG подала иск в Стокгольмский арбитраж об очередном снижении стоимости, объясняя это тем, что цена не соответствует состоянию рынка.
Ковальский считает, что у Варшавы есть "юридические инструменты" для взыскания с "Газпрома" этих средств.
"Прежде всего следует наложить арест на акции компаний "Северный поток" и "Северный поток-2". Это может, в свою очередь, затормозить процесс строительства второй ветки этого газопровода. Во-вторых, необходимо отказаться от каких-либо уступок в отношении "Газпрома" в контексте взыскания тех шести миллиардов злотых, которые нам причитаются", – сказал он.
Как отметил в эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, даже если арест будет наложен, активы "Газпрома" в собственность польской компании перейти не смогут.
«
"Подача иска об аресте имущества, пока компания не выплатит причитающиеся деньги, не означает перехода в собственность. К тому же, им не нужны акции "Газпрома" сами по себе. Они могут подать в суд прошение продать с аукциона эти акции. Но единственным желающим их купить будет сам "Газпром", причем, по низким ценам. Польша просто пытается привлечь внимание к этой истории", – сказал Игорь Юшков.
В "Газпром экспорте" ранее сообщили, что еще рассматривают решение арбитража и пока считают преждевременным оценивать сумму будущих выплат. Эксперт прокомментировал эту позицию.
«
"Я думаю, "Газпром" не спешит исполнять иск, потому что, возможно, хочет увязать его в комплексе с транзитным договором. В мае заканчивается договор о транспортировке газа через Польшу, и стороны активно обсуждают новый. Может быть, вопрос будет решен комплексно. А Польша, в свою очередь, арестовывает имущество "Газпрома" не потому, что оно ей нужно или что она не верит, что "Газпром" отдаст деньги, а для того, чтобы надавить на оппонента в рамках торга по транзитному договору", - считает Игорь Юшков.