Ажиотаж подвел ритейлеров. Чтобы удовлетворить спрос, вспыхнувший в преддверии объявления режима самоизоляции, магазины сделали повышенные закупки продуктов. Дефицита избежать удалось, а вот когда страсти улеглись, продавцы оказались в затруднительной ситуации. Срок годности скоропортящегося товара подходит к концу, а спрос на него не возвращается. Утилизировать его, как того требует закон, удовольствие недешевое. По средним подсчетам, на это будет потрачено почти полтора миллиарда рублей.
А ведь для кого-то эти продукты, конечно, до истечения срока годности, могли бы оказаться хорошим подспорьем. Продавцы готовы передать товары нуждающимся бесплатно, но, по закону это приравнивается к продаже и не освобождается от налогов.
Ассоциация компаний розничной торговли предложила правительству оперативно решить проблему, чтобы в том числе сократить затраты на списание и утилизацию продукции. И сторонники этой идеи есть не только среди продавцов, но и в Минсельхозе и Минпромторге. Но пока практических шагов нет, остается один вариант: привлекать внимание покупателей распродажами, чтобы успеть реализовать товар до истечения срока его годности.
Но такой подход совсем не радует сельхозпроизводителей. Сразу несколько ассоциаций обратились к властям с просьбой оказать дополнительные меры поддержки. И прежде всего они призывают запретить скидки и распродажи, потому что они привлекают покупателей, но снижают доходность производителей. Сейчас расходы только растут, поэтому необходимо свести частоту акций к минимуму.
В чью сторону качнется маятник, пока неясно. Но, наверное, всех бы устроило разрешение передавать продукты с истекающим сроком годности на благотворительность.
Автор Дарья Чередник, радио Sputnik