Многоэтажные дома горели не хуже одноэтажных – их все равно строили, хотя тушить пожары там было сложнее. И тогда 8 апреля 1766 года в США появилась первая в мире пожарная лестница.
Лестница была около 10 м в длину. Благодаря ей число погибших на пожарах сразу стало сокращаться. Имя автора патента история не сохранила. Зато известно, кто улучшил изобретение.
В 1777 году первая раздвижная пожарная лестница появилась в России. Она была уже 20-метровой. Ее сконструировал кузнечный мастер Петр Дальгрен, преподаватель Императорской академии художеств. Петербургская академия наук вручила ему медаль за прочность конструкции.
Пожар в здании Министерства обороны в Москве
Прошло еще 30 лет, и появилась первая трехколенная лестница. В 1809 году ее изобрел русский механик Кирилл Соболев. Он был столяром, делал мебель для царского двора, а потом в нем проснулся изобретатель. Соболеву даже дали медаль "За полезное". Он создал несколько оригинальных машин. Это были молотилка, веялка и, главное, водяной насос специальной конструкции, который стал хорошим приложением к трехколенной лестнице.
У первых пожарных лестниц были и другие "приложения". Когда пожарный обоз на конном ходу потяжелел из-за приспособлений для "многоэтажек", ему потребовалось больше места на дороге. И торможение в случае чего было уже не таким быстрым, как если б ехали "налегке", без металлических конструкций. И тогда позвали далматинцев. Собаки бежали впереди пожарного обоза и лаем расчищали дорогу для лошадей.
Далматинцев выбрали потому, что они бесстрашны и быстро обучаются. К тому же они легко сходятся с другими животными. Их даже селили вместе лошадьми пожарных. Как оказалось, тягловые лошади нуждаются в общении, чтобы быть в хорошей форме. И далматинцы им это общение обеспечивали.
Наиболее поздним дополнением пожарной лестницы стал спасательный рукав: чулок, который крепится на самой лестнице или подъемнике. Человек ныряет в него сверху и вылетает снизу. Это на тот случай, если надо быстро вывести из пожара большую группу людей на большой высоте.
Пожарный расчет по время учений МЧС
В современных мегаполисах у пожарных гарнизонов есть автолестницы от 30 до 100 м. Самую высокую произвела одна финская компании. Длина вылета конструкции – 112 м. Используется такой механизм очень редко: на последней "ступеньке" суперлестницы нередко возникает такой сильный ветер, что спасать приходится самого спасателя.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik