Наверное, при других обстоятельствах это было бы смешно. И наверняка когда-нибудь над этим еще вдоволь посмеются: одной из отраслей, не то что не пострадавшей, но даже уверенно приподнявшейся после начала пандемии, оказалась бумажная промышленность. Не любая: бумагой формата А4 в эпоху почти всеобщей "удаленки" склады затоварены. А вот другая — мягкая, двух- и трехслойная, в упаковках по четыре и восемь рулонов — расходится на ура, и в магазины еле успевают подвозить новые партии.
Так было (но, кажется, быстро прошло) в России. И в Европе, причем любой — Западной, Восточной, Северной и особенно Южной. Почему в первые дни ажиотажа люди скупали в промышленных масштабах консервы, растительное масло, крупу и макароны — это еще как-то можно понять и объяснить. Но почему туалетная бумага?!
Мужчина идет из магазина в защитной маске во время вспышки COVID-19, Нью-Йорк
Психотерапевт из Кельна Феликс Янсен объясняет это психологической дисфункцией: "Люди испытывают страх и неуверенность. А эти сильные эмоции, в свою очередь, ведут к иррациональной оценке ситуации: "О боже, если ситуация станет еще хуже, то будут перебои с поставками — нужно срочно закупиться туалетной бумагой!"
Логика в этом, несомненно, есть. При сильном страхе туалетная бумага — первое средство. Ну и от классической психоаналитики никуда не деться: сначала — забота о пропитании, а сразу за ней — беспокойство об обратном, так сказать, процессе. Дальше уже включается, увы, обычный стадный инстинкт: сосед принес две упаковки по восемь рулонов, а я куплю три.
Но ведь должен был присутствовать и какой-то самый первый толчок (в смысле — побудительный мотив). Триггер, как выражаются современные психологи.
Психологи — люди очень внимательные. Директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик Ирина Смолярчук заметила то, что ускользнуло от внимания большинства.
"Поскольку очагом распространения пандемии был Китай, люди в шоковом состоянии прильнули к телевизору и наблюдали, что там происходит. Здесь сработал страх опасности, страх гибели и ощущение неизвестности. Когда ситуация начала набирать обороты в Китае, буквально в каждом репортаже китайцы носили в руках туалетную бумагу и листочками бумаги пользовались, чтобы контактировать с местами общего пользования — кнопки лифтов, ручки дверей, машин. Отсюда пошло "ментальное вирусное информационное поле", где люди, не оценив информацию, стали запасаться этой бумагой", — сказала гештальт-терапевт в интервью радио Sputnik.
"Ментальный вирус", в отличие от реального, оказался не очень стойким: ряды заветных рулонов на полках супермаркетов уже восстанавливаются, хотя и не без труда. Возможно, потому что панике поддались далеко не все.
По наблюдениям Ирины Смолярчук, у молодого поколения оказался более крепкий иммунитет перед этим "мозговым вирусом". Причина, по ее мнению, в том, что двадцати-тридцатилетние абсолютно уверены: товары в интернет-магазинах есть всегда, поэтому все можно заказать онлайн — и обязательно все доставят: не сегодня, так завтра. Так на их памяти было всегда.
"Молодежь живет абсолютно рациональным пониманием того, что происходит, что можно нажать кнопку в интернете и заказать еду у курьера с доставкой. Молодежь лучше ориентируется в пространстве и новых современных технологиях", — говорит гештальт-терапевт.
"Ментальное вирусное информационное поле", настоятельно побуждавшее немедленно купить как можно больше гречки и туалетной бумаги, мы, похоже, уже миновали.
Осталось победить вирус реальный — но и это наверняка не за горами.
...И все таки, сказал бы в этот момент некий Дональд Фредович, и здесь тоже все началось с Китая. Не в смысле вируса — в смысле бумаги. Они же ее изобрели.
Может быть, ответим мы, Китаем все и закончится. Когда вируса уже не будет, мы чокнемся чашками с хорошим китайским чаем и выпьем его за здоровье — наше и всех остальных. А потом вечером запустим — в официально отведенных местах — фейерверк. Не зря же они его изобрели.
Автор — Семен Додатко, радио Sputnik