Авторы

Проклятие субмарины: "К-19" – знак невезения

Читать на сайте radiosputnik.ru
Обгоревшие трупы закоченели, мешки с ними не проходили через люк подводной лодки. Пришлось резать сухожилия и по-новому группировать останки. Таким был страшный итог пожара на советском атомном ракетоносце "К-19". Катастрофа произошла 24 февраля 1972 года.
Советская гавань, 1955г
"К-19" возвращалась на базу после патрулирования в Северной Атлантике. Шел 36-й день боевого похода. Еще через десять дней экипаж надеялся быть дома. Планы рухнули, когда в девятом отсеке лодки возникло задымление. "К-19" всплыла и больше трех недель пыталась выжить.
Выжить в огне под водой
Спасать людей из загоревшегося отсека – значило открыть переборки и пропустить огонь в новые помещения. Это категорически запрещалось. Огонь мог дойти до отсека с торпедами. Тогда – разрушительный взрыв и утечка радиации. Атомный реактор заглушили, лодка всплыла, наверху был 9-балльный шторм. Волны до 14 метров в высоту заливали аварийный дизель, его не удалось запустить. Субмарина оказалась обесточенной. Огонь тем временем из девятого отсека пробрался в восьмой, раскалил переборки в десятом. Там взаперти остались 12 человек. На всех – 4 дыхательных аппарата, 100 литров ржавой воды на дне цистерны, две банки консервированной капусты и две сгущенки. Когда 18 марта "пленников" переводили на спасательное судно, многие ослабли так, что их несли на руках. И всем завязали глаза. После многодневного заточения в темноте даже от несильного освещения можно было ослепнуть.
Подводная лодка Краснознаменного Северного флота вернулась из длительного похода
Сразу после сигнала бедствия на спасение "К-19" из разных точек вышли восемь советских судов. Шторм бушевал несколько дней, не позволял ни подойти, чтобы взять лодку на буксир, ни подлететь, чтобы сбросить запасы продовольствия и спасательного имущества. Все это пытались делать изо дня в день. Меняли канаты, которые рвались, совершали один удачный на несколько неудачных вылетов вертолета с противолодочного корабля. Первую группу с "К-19" сняли только через неделю. Затем ураган ослаб на два балла, и удалось провести полную эвакуацию. 105 живых, 28 погибших.
Знак беды
Это было не единственное происшествие на "К-19". Первая трагедия случилась в 1961 году в результате поломки атомного реактора. Последняя – в 1982-м: снова пожар. Разбирая причины нештатных ситуаций, капитан I ранга Игорь Курдин сказал:
«
"К-19" была первым советским ракетоносцем. И как на любых первых изделиях, на ней выявлялись, а затем исправлялись конструкторские недочеты, а также ошибки в проектировании и строительстве. Это была лодка-испытатель, первопроходец. После каждой аварии она подвергалась сложному ремонту и модернизации. Долго оставалась в строю".
Подводная лодка Тихоокеанского флота
Несчастливую судьбу "К-19" суеверные люди предсказали уже в день ее пуска на воду в 1960 году. Бутылка шампанского, которая должна была разбиться о борт подлодки, осталась целой.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Выжил один моряк: история гибели в Арктике четырех судов одновременно
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем