Авторы

Выжил один моряк: история гибели в Арктике четырех судов одновременно

Читать на сайте radiosputnik.ru
В Беринговом море поднялся небывалый шторм. Рыболовные суда двинулись к сплошной кромке льда на север, чтобы переждать непогоду. Они спешили, но один за другим переворачивались вверх дном. 19 января 1965 года потерпели крушение четыре советских траулера.
Волны во время шторма в рыбацкой гавани во Франции
Жертвами катастрофы стали 106 человек – экипажи судов "Бокситогорск", "Севск", "Себеж" и "Нахичевань". Поисковая операция длилась две недели. Все, что нашли в акватории на 120 000 квадратных миль, – несколько предметов снаряжения. Чьи они и где именно затонули траулеры, неизвестно.
Девятый вал – всегда смертельный
В рейсе моряки были давно. Шла зимняя путина. 12-15 сейнеров расходились от плавбазы, возвращались с уловом, заправлялись водой и едой и снова уходили на промысел. Берег был далеко. Зима выдалась холодная. Стояли 25-градусные морозы, редкие в арктическом море, где над водой больше –15 обычно не бывает. Внезапно погода стала ухудшаться. Усилился ветер, а вместе с ним увеличилось количество льда, которое он намораживал, разбрызгивая волны на палубе. Льдом обрастали все предметы, особенно быстро – холодный металл. Вес каждого судна стремительно увеличивался выше ватерлинии, лед надо было постоянно скалывать. Волны поднимались все круче, перекатывались через траулеры – при жесточайшей качке, с креном до 80 градусов они старались держаться на плаву. Но пришел девятый вал и опрокинул четыре судна. Остальные пощадил.
Рожденный в рубашке не утонет
Причины катастрофы расследовали, не исключая и "человеческий фактор". Его рассматривать не стоит. Так считает главный редактор издательства "Морские вести России" Анатолий Кузнецов. Он предлагает представить, что происходило. На сейнере 20-25 человек. Кто-то несет вахту, все остальные с ломами и кирками идут и обкалывают лед. Однако намерзание было слишком активным, по 2-3 см в минуту, за час доходило до 30 тонн льда: людей требовалось больше. Даже притом что они работали сутками – до обморожения, до полного изнеможения: шторм шел два-три дня. Причиной трагедии Кузнецов считает редчайший природный катаклизм:
«
"Шторм при –25 градусах был уникальный: 10-12 баллов плюс ветер 35 м/сек – это уже ураган, фактически тайфун в условиях Арктики. Как правило, штормы такой аномальной силы предлагают южные моря. Это было стечение обстоятельств, называемое судьбой".
Картина Ивана Айвазовского "Крушение "Черного принца"
Катастрофа в Беринговом море стала историей со счастливым концом только для одного человека – члена экипажа "Бокситогорска" Анатолия Охрименко. Мощная волна сорвала его с палубы, он ухватился за льдину и старался не двигаться, чтобы не переохладиться. Его заметили с соседнего судна, бросили веревку; он вцепился в нее зубами, потом еле-еле накрутил на руку. Когда его вытащили – оглянулся за борт и понял, что "родился в рубашке".
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Убийственный звук погубил экипаж корабля
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем