Экономика совместного пользования или шеринга принесла революционные изменения на потребительский рынок. Если раньше эталоном счастья считались материальные ценности, то сейчас многие больше дорожат мобильностью и свободой.
Модель шеринга стала популярной, так как сочетает в себе три очень важных компонента,
Во-первых, это выгодно. Именно этот факт сделал явление шеринга массовым. Кроме того, произошло переосмысление модели потребления по отношению к традиционным доскам объявлений, прокату автомобилей и так далее. К этим давно существующим услугам добавился интернет, определение геолокации, возможность обмениваться мгновенными сообщениями, поясняет руководитель кластера Sharing economy Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Антон Губницын.
«
"Второй важный момент – мобильность. Мы спешим все больше. Услуги, товары, впечатления нужны здесь и сейчас. Шеринг поддерживает запрос на мобильность. Это компонент успеха. Третье – рациональная модель потребления. Сервис по поиску попутчиков позволяет заполнять полупустые автомобили. Это помогает снижать трафик. Тренд на экологичность и рациональное потребление – это важный компонент, одно из трех уникальных преимуществ шеринга", – рассказал Губницын радио Sputnik.
Пока в центре шеринг-экономики лежит экономическая целесообразность, модель будет развиваться, полагает эксперт. РАЭК подсчитала, что по результатам 2018 года объем экономики совместного потребления в России составил 511 миллиардов рублей и вырос примерно на 30% к предыдущему году. В 2019 году ожидается рост не менее 30%.
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Расцвет шеринга пришелся на поколение миллениумов – людей, которые родились с 1985 по 2002 годы. Появилось множество форматов и разных сфер, где можно чем-то обменяться, и это принесет пользу. Например, каршеринг (краткосрочную аренду машин) приняли представители разных поколений. Есть сферы, где совместное потребление приняли частично. Например, обмен одеждой. Также не все готовы принять шеринг данных – использование программ совместного доступа, раскрытие геолокации и так далее, отмечает основатель и координатор российской школы теории поколений RuGenerations Евгения Шамис
«
"Как долго будет мода на шеринг? Поколение миллениум будет с этим жить лет 15. Нас будет интересовать поколение хоумлендеров. Это люди 2003-2023 годов рождения. Вопрос, насколько они будут использовать эту модель, когда станут постарше?", – пояснила Евгения Шамис радио Sputnik.
Например, миллениумы используют модель совместного проживания после окончания учебных заведений. Объединяются группами, молодыми семьями и живут на одной территории где-то в центре города, работают вместе, открывают стартапы. В мире такие объединения очень успешны. При этом у следующего поколения – хоумлендеров – очень сильна ценность своего дома.
Если так легко пробовать новые вещи и расставаться с ними, передавать другим пользователям, возникает опасение – не перейдет ли этот принцип в плоскость отношений между людьми. Не будет ли, образно говоря, перехода от каршеринга к мужшерингу?
«
"Нет, к людям мы не станем так же относиться. И это четко видно на поколении хоумлендеров. Там идет очень сильный подъем этических и моральных ценностей. Это становится обсуждаемой темой в обществе. Они будут отслеживать, чтобы такого не было. Отношения стали важны. Они как раз не хотят подмены настоящих отношений этим "все попробовал" и хочу что-то получить. Этого не будет. Нет никаких опасений", – уверена Шамис.
Сейчас родилось то поколение, для которого ценность классической семьи очень высока. Для них важен крепкий союз без развода и возможности других отношений. Хоумлендеры целым поколением увидели, каким болезненным может быть развал семьи. Поэтому принцип шеринга так и продолжит процветать в экономике, но в отношения не перекочует.
Автор Людмила Чернова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.