Сказано в эфире

"Сохранить наследие, придать новое содержание". Как жить городам-памятникам

Что будет, если сохранить все здания, построенные в прошлые эпохи? Или лучше иногда все же освобождать место для чего-то нового? Об этом будут говорить участники секции "Сохранение культурного наследия" на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
Читать на сайте radiosputnik.ru
По кирпичику на века. Чем украсили архитекторы Землю
Им предстоит прийти к выводу, где правильнее поставить запятую во фразе "Разрушать Нельзя Сохранять". Заслуженный архитектор России, академик Российской академии художеств, автор Живописного моста и терминала аэропорта Внуково, Николай Шумаков уверен – сохранять.
В интервью радио Sputnik он отметил, что многие архитектурные памятники России переживают не лучшие времена – просто потому, что восстанавливать их экономически невыгодно. Но это не значит, что нужно снести весь исторический Петербург и застроить все бетонными коробками.
«
"Томск, например, славится деревянным зодчеством. Эти оставшиеся дома стоят группками, и жить там достаточно сложно – инфраструктуры в доме практически нет. Рядом стоит дом со всеми благами цивилизации – кто захочет жить в деревянном доме? В Питере очень много домов – памятники архитектуры, и все они находятся в проблематичном состоянии, но инвестор не вкладывает в это деньги, потому что окончательный выход продукции достаточно мал. Это серьезная культурная составляющая нашего общества. Мы не можем пройтись с бульдозером по улицам Петербурга, все снести и поставить бетон, металл и стекло. Не можем. Поэтому надо подумать, каким образом сохранить наследие и придать новое содержание, чтобы народ захотел жить там", – сказал Николай Шумаков.
Есть такой вариант, при котором старое здание, не теряя внешнего исторического облика, внутри становится современным и отвечающим всем требованиям времени. Но это уже не реставрация, отмечает Николай Шумаков.
«
"Оставлять внешнюю оболочку, а внутри делать то, что сегодня должно существовать, – не коммуналки на 38 комнат, не малоприспособленные помещения, а помещения, отвечающие времени. Но это уже не реставрация, а реконструкция. Если мы будем разделять одну ситуацию от другой, то все встанет на свои места. Для этого мы и едем в Питер – поговорить на эту тему, вынести какие-то решения, с этими решениями обратиться в правительство области, России. Единства в реставрационном сообществе нет: одни строго придерживаются реставрационных хартий, другие говорят, что надо все снести и построить новое, красивое, современное, может быть, с использованием элементов старой архитектуры. Думаю, что и та, и иная точка зрения жизнеспособна – все зависит от того, позволит ли федеральный бюджет, деньги частного инвестора решить ту или иную программу", – считает Николай Шумаков.
Он – единственный российский архитектор, которого Международный союз архитекторов впервые наградил престижной премией Огюста Перре – за Живописный мост, терминал А аэропорта Внуково и проекты станций метро Люблинско-Дмитровской ветки. Он объяснил, почему именно эти работы получили такое признание.
«
"Мне кажется, все неудачные попытки подачи материалов российских архитекторов на эту тему связаны с тем, что любая архитектура, которая подается нами, вторична – она говорит на тему голландской архитектуры, она говорит на английском языке, пытается порассуждать на тему восточной архитектуры. А эти объекты – полная и безоговорочная идентичность российской, я бы даже сказал московской архитектуры. Такой архитектуры никто никогда в жизни не сделает. А те традиции, которые были заложены отцами-основателями московского метрополитена в 30-х годах, благополучно развиваются и трансформируются", – отметил Николай Шумаков.
Слушайте полную версию интервью:
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Обсудить
Рекомендуем