1. Киносъемочный аппарат под названием "синематограф" появился в 1895 году и не был первым в мире. Луи сконструировал его, когда познакомился с изобретением Томаса Эдисона. Американский "кинетоскоп" принес домой отец братьев – Антуан Люмьер. У него была фабрика желатино-бромовых пластин для фотоаппаратов. "Сделайте так же, но чтобы смотреть могли сразу многие", – сказал папа детям после того, как они по очереди заглянули в большой американский ящик через окуляр. Внутри были "движущиеся картинки". Луи сделал все, как папа просил: аппарат, который и снимает, и проецирует изображение на экран.
© public domain
Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота"
2. На первом коммерческом киносеансе братьев Люмьер 28 декабря 1895 года не показывали фильм "Прибытие поезда". Этот документальный ролик появился только через девять дней и, да, наделал шуму: зрители убегали из зала, потому что на них шел локомотив. Но на самом первом сеансе они были потрясены не меньше. В ролике "Завтрак ребенка" от ветра колыхалась листва на деревьях. То, что двигаются люди, почти не удивляло, такое бывает и в театре. Но когда зрители заметили, что сами по себе колышутся деревья, чего в театре не бывает, в их головах что-то перевернулось…
3. Луи Люмьер отошел от дел в первые годы XX века, когда интерес к кинематографу повсеместно рос. Полагают, что он боялся или не хотел участвовать в конкуренции. И даже, что не верил в будущее кино, считая его временным "базарным развлечением". Но в мае 1897 года, во время очередной демонстрации "синематографа" (как раз на благотворительном базаре) внезапно воспламенились пары эфира в лампах кинопроектора. В пожаре погибли 130 человек, еще 250 получили ожоги различной тяжести. Пережитый ужас Люмьер не мог забыть никогда, и при всяком воспоминании на него накатывало чувство вины.
Первый рекламный плакат "Синематографа Люмьера"
4. Люмьер ушел из кинобизнеса, но не перестал изобретать. Он вернулся к семейному делу, к фотографии, и создал рецепт цветного фото. В 1907 году они с братом получили патент на фотопластину с трехцветным экраном. При распечатке снимка она позволяла передать цвет и контуры изображения с такой точностью, что эту технологию использовали почти три десятка лет без изменений – до тех пор, пока в 1935 в Германии не появилась первая цветная фотопленка.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен