Сказано в эфире

Кирилл Вышинский: "Была цель – разрушить редакцию"

Читать на сайте radiosputnik.ru
О причинах ареста, Крыме, новом жизненном опыте, судьбе коллег, свободе слова на Украине и перспективах налаживания отношений между Москвой и Киевом в интервью радио Sputnik рассказал руководитель портала РИА Новости Украина Кирилл Вышинский.
О судьбе РИА Новости Украина
"В день моего задержания, когда проходили обыски у меня дома, на квартире у моих родителей, у моих коллег и в редакции, у меня сложилось впечатление, что цель этих обысков была разрушить редакцию, а не найти что-то, что потом помогло бы в ходе следствия прояснить ситуацию. Ситуацию никто не собирался прояснять, редакцию просто разрушали. Изъяли все системные диски из компьютеров, их где-то складировали, ничего из них, насколько я понял, не изымали, никакой информации. Даже по обвинительному акту, который мне предъявили, я понял, что ничего не изучалось. Просто разрушали редакцию. И это было, в том числе, одной из целей всего того, что произошло со мной. На сегодняшний день сайт застыл на дате 15 мая 2018 года".
Лавров встретился с Вышинским в Москве
О коллегах
Понятно, что люди не сидят и не ждут меня. Они должны были работать для того, чтобы кормить свои семьи. Непросто им пришлось, потому что когда узнавали, откуда они, где они работали до последнего времени, возникали сложности. Но все повели себя очень достойно. Я считаю, что это было очень мужественное поведение, и профессиональное и человеческое".
Об обвинениях
"Вменили и госизмену, и призывы к изменению конституционного строя, и призывы к изменению государственной границы, и сеяние межнациональной розни. Целый "букет". Я должен еще разобраться в своем правовом статусе, в своей правовой истории. Потом я должен разобраться, что произошло с сайтом, потому что его вносили в санкционный список. Соответственно, я должен понимать, каковы правовые последствия у этого санкционного списка. Но, конечно, в идеале хотелось бы восстановить его работу".
О встрече с Сергеем Лавровым
"Я поблагодарил Сергея Викторовича за его личные усилия. Я попросил, чтобы он передал мои большие слова благодарности Владимиру Владимировичу (Путину – ред.). Я Сергею Викторовичу лично передал огромную благодарность за то, что он в день рождения в этом году мне страшно поднял настроение. На какой-то из встреч 19 февраля его спросили обо мне, он поздравил с днем рождения и произнес такие простые слова о том, что я должен держаться, потому что меня не бросят. Для меня это было лучшим подарком. В тюрьме, конечно, мало подарков, но это был лучший".
О реакции международных структур
"Я знал, что комитет ОБСЕ по свободе СМИ ведет активную работу, в том числе с подачи российского МИД. Я знал, что международный профсоюз, европейский профсоюз журналистов выступили в мою защиту. Я так подозреваю, не без усилий моих российских коллег. Отдельные журналисты из разных стран выступали в защиту. Спасибо им огромное. Насколько вообще масштабна была эта картина, я только сейчас начинаю себе представлять".
Вышинский поблагодарил всех, кто причастен к его возвращению
О том, что Киев формировал "обменный фонд"
"Это было ясно и понятно с самого начала. Я даже не то что арестован не был, мне не было предъявлено даже подозрение. Это такая новая украинская форма: не обвинение, а подозрение. Обвинение предъявляется в суде. Так вот мне еще ничего не было предъявлено, а меня уже собирались менять, и назывались конкретные фамилии. Одна из них – Сенцов. Такие заявления делали украинские политики, депутаты. Это была некая кампания. И я понял сразу, что нет никаких правовых оснований в деле. Это чисто политическое дело под операцию "обмен".
Об опыте
"Я для себя сформулировал формулу: не бывает плохого или хорошего опыта, позитивного или негативного. Он эмоционально окрашен: бывает драматический, трагический, комический, еще какой-то. Но это всегда опыт. Это расширение представления о жизни, это новое знание о ней. Может быть, не самым приятным образом полученное, но это новое знание, которое мне о жизни много рассказало. В чем-то лишило меня каких-то, возможно, наивных, представлений".
О принадлежности Крыма
"Я прекрасно понимаю, что от меня хотят некого теста. Это тест на лояльность, к кому в этой ситуации я больше лоялен. Я в этом тесте участие принимаю, я демонстрирую свою лояльность. Но я демонстрирую свою лояльность одной стороне – тем людям, которые проголосовали на референдуме в 2014 году. Я придерживаюсь точки зрения одного из украинских политиков, который произнес в 2014 году примерно следующее: "не Крым ушел от Украины, а ушли люди, которые живут на этой территории".
Освобождение Кирилла Вышинского: реакция политиков и журналистов
Об изменениях в российско-украинских отношениях
"У меня нет информации для формирования понимания и осознания этих вещей. Мы же хотим на каких-то фактах, а не ощущениях делать умозаключения. Есть надежды. Зеленский – человек трезвомыслящий, рационально мыслящий. Выросший в регионе (Днепропетровской области – ред.), который экономически был всегда очень тесно связан с российским рынком. Одна из его предвыборных деклараций – возвращение людей, которые уезжают на заработки в Европу и в Россию, потому что не могут заработать деньги на нормальную жизнь на Украине. Жизнь там стала очень дорогой, особенно бытовая, потому что порвали многие экономические связи, повернулись спиной к российскому рынку. Подписали договор об ассоциации с Европой, а он ничего не дал. Поэтому он (Зеленский – ред.) прекрасно понимает, что происходит".
О русских и украинцах
"Проблема в том, что в какой-то момент нужно отойти от выяснения семейных отношений, просто подняться над этим. Когда начинаешь выяснять отношения, всплывают все мелкие эмоциональные вещи. И они не дают возможности посмотреть на жизнь прагматично. Мы можем ссориться, мириться, но мы живем рядом, нас связывает огромное количество разных вещей. И нам друг от друга никуда не деться. Понятно, что ничего сразу не произойдет, что это будут какие-то шаги".
О давлении на украинские СМИ
"На Украине огромное количество различных центров силы, которые давят на СМИ. Последняя история – это решение Нацсовета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, что он подает в суд на аннулирование лицензии информационного телеканала NewsOne. И в такой ситуации сказать, что после избрания Зеленского президентом все вдруг наладилось, я не могу. Я вижу своими собственными глазами совершенно другие примеры. Я улетал, а накануне мои украинские коллеги проводили телемарафон в защиту NewsOne. У людей могут отнять право на работу. Закроют канал, который, как они (Нацсовет – ред.) считают, совершал действия, которые подпадали под те же статьи, которые инкриминировали мне: разжигание межнациональной розни и тому подобное. Я очень этим обеспокоен. После моего ареста (а это был акт в отношении единичного журналиста и единичной редакции) я вижу, что масштабы не уменьшаются, а тревожно растут. Надеюсь, эта тенденция временная. Ну разве что начали выпускать журналистов из тюрем".
Слушайте полную аудиоверсию интервью:
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
Обсудить
Рекомендуем