Авторы

Корпорация монстров: абсурдные правила работодателей и как с ними жить

Что делать сотруднику офиса, где запрещено носить шорты, если на улице жара? Прийти на работу в юбке. Так поступил один голландец, и его начальница смягчила требования к дресс-коду. Исполнение любого корпоративного правила можно довести до абсурда, но абсурдными бывают и сами правила.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В России почти 65% компаний прописывают разного рода запреты для служащих. Часто они связаны не столько с трудовым законодательством, сколько со вкусами и причудами руководителей. В соцсетях, например, пишут такое: "У нас на работе нельзя открывать жалюзи – согласно фэншуй, они могут зарезать жизненную энергию". И такое: "А в нашей компании вообще нет запретов, хоть на ушах ходи". Что лучше: строгие корпоративные инструкции или их полное отсутствие? Ответ где-то посередине.
Корпоративные фрикадельки
В крупном российском банке больше не разрешается делать яркий маникюр. Начальство объявило, что "это вульгарно". Тогда сотрудницы стали красить ногти в разные цвета. Они были пастельными и, следовательно, не нарушали требования. Но протестовать без нарушений не всегда получается. В одной фирме практиковались заказы бесплатных обедов. При этом служащий, который наливал себе суп, не должен был превышать установленное на порцию число фрикаделек и ложек сметаны. Приходить из чувства протеста со своими фрикадельками и вообще с едой тоже не разрешалось, поведение контролировалось штрафами.
Деловой дресс-код требуют на работе чаще всего
Самые частые случаи штрафования связаны все-таки с нарушениями дресс-кода. Есть места, где принят жесткий дресс-код, и в некоторых офисах вывешены объявления, какую одежду носить можно, а какую нельзя, указаны даже такие мелочи, как длина рукава мужской рубашки. Об этом рассказала Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter – компании интернет-рекрутмента. "Подобные кейсы мы встречали в западных корпорациях, а недавно провели исследование – спрашивали об этом представителей разных компаний":
«
"Треть из них отмечали, что у них нет строгого дресс-кода, но короткие юбки не приветствуются. Четверть – что нет четких требований, главное, чтобы одежда была чистой и не ущемляла ничьих прав, чтобы, например, футболки были без лозунгов. Только около 11 % сказали, что у них дресс-код – деловой костюм. И еще 4% признались, что за несоблюдение дресс-кода наказывают. Пляжная одежда – шлепки, шорты – почти во всех местах запрещается".
О корпоративных правилах человека предупреждают уже на собеседовании, и он сам решает, готов ли целыми днями носить только черную обувь, как это приятно у одного известного российского работодателя.
Особенности офисного дресс-кода в России
Пой гимн или увольняйся
Если расставить по пунктам наиболее частые придирки руководства к служащим, то на первое место все увереннее выходят звонки по мобильным телефонам, как и сами телефоны, когда они не в режиме без звука. Случай, о котором рассказал директор по управлению персоналом Ильгиз Валинуров, далеко не единственный:
«
"Некая нефтяная компания заставляет сотрудников сдавать свои мобильные перед входом в офис, прямо на охране. В рабочее время можно пользоваться только корпоративными телефонами. Когда это правило ввели, часть работников уволилась, но правило не отменили. Странный пример подает и российское отделение одной международной компании. Служащие обязаны переписываться только на английском. И не с головным офисом, что понятно, а между собой, даже если сидят за соседними столами".
Есть правила, про которые сразу не поймешь, хорошие они или нет, судя по примерам, которые привел Ильгиз Валинуров. В одной новосибирской фирме по продаже климатического оборудования сочинили корпоративный гимн, и каждое утро все обязаны петь его хором. Считается, что эта художественная самодеятельность повышает корпоративный дух. В другой организации, чтобы увеличить эффективность планерок, введено правило проводить их стоя, не расслабляясь в креслах. Самый разумный пример, по мнению Ильгиза Валинурова, подает компания, в которой топ-менеджерам запрещено летать одним рейсом в полном составе. Когда все снимаются куда-то на конференцию или корпоратив, то садятся не больше двух в один самолет – соответственно правилу не класть яйца в одну корзину.
Любовь к работе и на работе
Правила бывают писаные и неписаные. К последним относится то, что называется служебным романом и повсеместно не приветствуется. Косвенное доказательство – большое внимание к деталям женского гардероба при описании дресс-кода. Если собрать все претензии, то регламентируется высота каблука, плотность обязательных колготок, длина юбки (кстати, не только мини, но и макси тоже кое-где нельзя), а также фасон блузок, чтобы они закрывали плечи. Все для того, чтобы не заискрили романтические отношения и на работе люди думали только о работе. Но откуда тогда берутся все эти мелодрамы про сослуживцев да еще с хеппи-эндом? Как говорят социологи, любая корпоративная культура это трансляция ценностей владельца компании. Видимо, не родился еще такой босс, который бы сам захотел прописать "неписаное".
Флирт в офисе
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Все самое актуальное и интересное вы найдете на страничке радио Sputnik в Facebook.
Обсудить
Рекомендуем