Авторы

Полусладкое или брют: всем шампанского?

"Действуйте осторожно, пока не услышите звук мягкого выдоха". Так описан идеальный способ открытия шампанского. Неизвестно, как обращался с бутылкой бенедектинский монах Пьер Периньон. По легенде из истории аббатства Овилле в провинции Шампань 4 августа 1668 года он впервые угостил братию вином с пузырьками.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Игристые вина знали не только во Франции и задолго до того, как Пьер Периньон стал заведующим монастырским винным погребом. Однако его заслуга в создании особого напитка немалая. Неслучайно в его честь названа марка шампанского премиум-класса "Дом Периньон" (dom – почтительное обращение к монахам).
Дом Периньон – человек и напиток
При Периньоне Шампань поставляла красные вина, а когда пришла мода на белые, он вместе с другими монахами-виноделами стал сбраживать сок из винограда со снятой кожицей, которая действовала как краситель. Однако была проблема и посложней, и постарей. В Шампани, северной провинции, виноград запаздывал с созреванием. В итоге сок не успевал забродить до холодов, по весне вино начинало бродить вторично и со всеми "вытекающими последствиями". Углекислого газа скапливалось так много, что винные бочки от его "игры" попросту взрывались.
Провинция Шампань во Франции
Некоторые историки говорят, что Периньон не изобретал "чудесные пузырьки", а напротив, искал способ борьбы с ними. Как бы то ни было, но в число его бесспорных достижений входят минимум три. Во-первых, монах стал разливать вино в бутыли из толстого темного стекла. Во-вторых, он придумал затыкать их корой пробкового дуба: пробка разбухала и плотно перекрывала бутылке горло. Для страховки Периньон еще и обвязывал пробку сеткой из пеньки. Но самое ценное, он открыл секрет купажа, смешения сока из разных сортов винограда. Да и в целом – едва ли не все хитрости длительного процесса под названием "шампанизация".
Без лейбла не фирма
Отличить настоящее шампанское от просто игристого вина очень просто. Так считает винный эксперт Сергей Александров. Первый признак достоверности – соответствующая надпись латиницей на бутылочной этикетке. Если написано не по-французски, то это не шампанское. Случаи написания слова "Шампань" на каких-то других языках исключены. Французы следят за тем, что указывают в разных странах на бутылках с игристыми винами, очень берегут свой бренд и пресекают попытки его использования: могут и в суд подать. Тем не менее шампанское все же стало нарицательным брендом, чего быть не должно. "Если мы говорим о шампанском, то мы говорим о шампанском из Франции и больше ни о чем", – продолжает Сергей Александров:
«
"Игристые вина изготовляют все страны, которые занимаются виноделием, но слово "шампанское" по отношению к своему вину вне Франции употребляют только в США, России и Вьетнаме. Остальные страны стараются называть собственное игристое как-то по-другому. Все знают испанскую каву: это хорошее вино, которое тоже произведено классическим методом с бутылочной выдержкой на осадке. Когда-то испанцы называли подобное вино шампанским, однако перестали, придумали свое название. В Италии есть прекрасные игристые вина: "Франчакорта" или очень модное сегодня Trento DOC из региона Трентино-Альто-Адидже. Все пытаются уходить от слова "шампанское", и это правильно. Зачем пиарить Шампань? Они там и так молодцы".
Работа линии по производству шампанского и игристых вин агрохолдинга ООО "Ариант" в Челябинске
В России вот уже 205 лет пьют шампанское. Ну или то, что так называют.
Гусары, в погреба!..
Первая партия французского шампанского пришла в Петербург в 1814 году. Будто бы потому, что в конце войны с Наполеоном русские казаки, "гуляя по Парижу", разграбили винные погреба Николь Клико – наследницы винного дела ее покойного мужа. Когда вдове Клико рассказывали об этом, она мечтательно улыбалась – видимо, представляла возможности нового гигантского рынка для семейной продукции. Так и вышло. Еще не все казаки вернулись домой, а поставка в Россию понравившегося им напитка уже началась. Притом "в промышленных масштабах".
Памятник князю, основоположнику виноделия в Крыму Льву Голицыну на территории винодельческого завода "Массандра" в Крыму
Любовь русских к шампанскому была столь горячей, что в конце XIX века князь Лев Голицын решил организовать производство в России "точно такого же" вина. То есть игристого, полученного методом шампанизации. И ему удалось. Более того: княжеский продукт под маркой "Абрау" получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже 1900 года. А французы даже позволили продукту из русского винхозяйства Абрау-Дюрсо называться шампанским. Прошло еще лет тридцать, любовь к шампанскому не улетучивалась, и в СССР решили поддержать ее "ускоренным" методом производства вина. Так появилось "Советское шампанское", главным преимуществом которого перед французским была дешевизна. Легкое, приятное на вкус, оно понравилось бы и без намека на французский продукт. "В России вообще производят очень неплохие игристые вина, – замечает Сергей Александров, – надо придумывать для них собственные обозначения и начинать раскручивать".
Вино из анекдота
Шампанское в русской среде – это не только "продуктовая" история. Оно глубоко просочилось в литературу, через которую люди узнавали, когда, как и в каком возрасте употребляется этот напиток. То, что "тянуть его стаканами", это плохо, можно быть вычитать из грибоедовского "Горя от ума". То, что бутылка шампанского – отличный способ избавиться от "мыслей черных", все узнали от Пушкина. Гусары сделали из шампанского символ буйного веселья, а дальше началось народное творчество. Интересно, есть ли во Франции столько анекдотов на тему шампанского, сколько их насочиняли в России?..
Праздничный стол во время встречи Нового года
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
Обсудить
Рекомендуем