Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, следует из электронной базы данных ГД.
Как отмечается, Конвенция была подписана в городе Актау (Казахстан) 12 августа 2018 года. Ее участники – государства, расположенные на побережье Каспийского моря, – Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан.
"Конвенция содержит положения, закрепляющие режим судоходства и порядок коллективного использования акватории Каспийского моря, механизмы установления границ территориальных вод и рыболовных зон, разграничения дна и недр Каспийского моря на секторы, условия прокладки подводных кабелей и трубопроводов и касающиеся других вопросов сотрудничества прибрежных государств", – говорится в пояснительной записке к соответствующему законопроекту.
Отмечается также, что "в соответствии с Конвенцией к основным принципам деятельности ее сторон на Каспийском море, в частности, относится неприсутствие на нем вооруженных сил, не принадлежащих сторонам".
Стороны при этом обязались обеспечивать стабильный баланс вооружений на Каспийском море, вести военное строительство "в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех" подписантов.
В эфире радио Sputnik политолог, президент Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Захаров высказал мнение, что потребность в Конвенции существует уже много лет, а в настоящее время – особенно.
«
"То, что Каспийское море является яблоком раздора, давно известно – береговая линия принадлежит нескольким государствам. То, что происходит в настоящее время, тот напор Запада на Иран, который идет вовсю, заставляет Иран хоть как-то оберегать себя со стороны Каспийского моря. Думаю, что Иран уже не полностью доверяет Азербайджану, учитывая, что на его территории довольно много американских, израильских аэродромов, а это именно те государства, которые провоцируют Иран. Кроме того, до сих пор никак не установлено постоянное морское сообщение между портами Ирана и Астраханским портом, что сокращало бы перевозки из Ирана в Россию и в Европу. То, что Путин предложил все-таки определить статус (Каспийского моря), это весьма положительный момент. Потребность в этом довольно большая существует уже много лет", – сказал Владимир Захаров.