Блестящий журналист, публицист, политический обозреватель Даниэль Дефо имел славу либерала в открытой оппозиции к консервативному правительству. Но однажды этому пришел конец.
Журналист доигрался
Сначала среди критических высказываний Дефо появилась статья против ксенофобии "Чистокровный англичанин", потом и вовсе памфлет против государственной церкви. Этого власти потерпеть не могли, и на Даниэля объявили охоту. Найти его было трудно – он ведь не только статьи писал, но и занимался торговлей. Притом неумело: когда прогорал в одном деле, вкладывался в другое и снова прогорал. В итоге был весь в долгах и прятался от кредиторов так, что и семья не знала, где он ночует. Нашли Дефо через газетное объявление: описание внешности, подсказка – "он может быть в Лондоне, где у него была чулочная лавка, или в графстве Эссекс, там он владел кирпичным заводом", – и обещание 500 фунтов стерлингов тому, кто укажет место пребывания преступника статс-секретарю ее величества.
© Depositphotos.com / rabbit75_dep
Лондон
Триумф на столбе позора
Дефо арестовали, признали виновным в публикации "возбуждающего к мятежу пасквиля", приговорили к семи годам заключения и троекратному публичному выставлению у позорного столба. Его ждали унижения одно ужаснее другого. Ньюгейтская тюрьма, куда поместили Дефо, "была совершенным адом", как пишет его биограф: "Политические преступники были перемешаны с самыми зверскими убийцами, разврат и дебош стояли страшные". Позорный столб – это эшафот: на него ставили человека с просунутыми в деревянные колодки головой и кистями рук. Несчастный был обездвижен, и любой прохожий мог оскорбить его словом и действием.
Флаг Великобритании на флагштоке тюрьмы
Но в тюрьме Дефо провел всего полтора года и, видимо, все же в отдельной камере, так как активно продолжал журналистскую деятельность. Позорный столб произвел не тот эффект, на который рассчитывал прокурор. Лондонцы оказывали Даниэлю всяческую поддержку – украшали эшафот гирляндами, забрасывали цветами, в конце концов, смели охрану и с песнями надели на голову Дефо венец.
И все-таки журналист сломался. Судебный штраф был неподъемной суммой, долги и кредиторы никуда не делись.
Сделка с совестью
Дефо навестил влиятельный человек – член английского правительства Роберт Гарлей: министр королевского двора и в придачу глава партии тори, с которой Даниэль был в "идейной конфронтации". Он предложил решить все проблемы арестанта взамен на согласие стать тайным агентом. Дефо принял предложение при условии, что для всех останется независимым журналистом самых прогрессивных взглядов. Так и было сделано. Преступник получил королевское помилование, королева же выплатила и его долги.
Здание Парламента Шотландии в Эдинбурге
Задание было сложное – шпионить в Шотландии. Королевство уже было частью Великобритании, но шотландцы все еще имели отдельный парламент, и он одобрял далеко не все решения Лондона. Надо было выяснять и сообщать о настроениях шотландцев, при всякой возможности склонять их к объединению парламентов, что и произошло уже через несколько лет. Заслуга в этом Даниэля Дефо и созданной им сети шотландских агентов – самая прямая. Есть даже такая точка зрения: Дефо был одним из отцов-основателей английской разведслужбы – если не МИ-6, то МИ-5 уж точно. В качестве доказательства приводится его переписка с Робертом Гарлеем: список заданий, отчет о выполнении, предложения по улучшению агентурной работы.
На вопрос, чем занимался тайный агент Даниэль Дефо, переводчик с английского языка Александр Ливергант ответил: "Всем".
«
"Он не брезговал абсолютно ничем. Он и доносил, и сводил, и разводил людей – был человеком исключительно талантливым, деятельным, энергичным, но, по всей видимости, непринципиальным. Считать его основателем британских спецслужб – сильное преувеличение. Дефо работал один. Да, он занимался тем, что теперь называется словом "разведка", но этим многие занимались, и такие действия в начале XVIII века были главным образом индивидуальными, а не системными. В целом же то, что он делал, сильно покрыто мраком неизвестности".
И все же Даниэля Дефо однажды разоблачили его же коллеги.
Рождение классика
Дефо оставался на тайной службе и после того, как Шотландия и Англия стали в полной мере союзным государством. Теперь он шпионил за редакциями оппозиционных газет, с которыми одновременно и сотрудничал. На чистую воду его вывел один издатель – так шумно и с таким позором, что Дефо отстранили и от журналистики, и от политики. Это случилось в 1719 году. В том же году, зимой, родился классик английской литературы: за два месяца Даниэль Дефо написал "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо".
Обложка книги Даниэла Дефо "Робинзон Крузо"
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik