Собака держит в зубах ведерко для сбора милостыни.
В действительности помогать благому делу можно не только деньгами, а отдачу получить приятным бонусом. Вариантов много, примеров краудфандинга еще больше. Потому что слово гораздо моложе того, что оно обозначает. Оно возникло в США в 2006 году как название для добровольного и быстрого пожертвования средств по конкретному призыву. В России это называлось меценатством или сбором народных средств. Люди обычно объединялись для строительства храмов или памятников. Каждый желающий отдавал, сколько мог. Поэтому одна часть общего сбора могла быть, как говорили, "кружечной", то есть когда кружками собирали медные деньги. А другую часть составляли солидные купеческие пожертвования. Таков принцип краудфандинга во всем мире. Только в России он возрождается заново после забвения благотворительности в XX веке.
По западному образцу
Российскому краудфандингу не больше семи лет. Точка отсчета – появление в 2012 году специального интернет-сервиса, или краудфандинговой платформы. Без интернета и активности в соцсетях настоящий краудфандинг вряд ли возможен. Для него важно информировать как можно больше людей о том, в чем они могут поучаствовать или кому конкретно помочь. Через интернет чаще всего происходит и сбор средств. Так было с одним из первых заметных проектов, когда собирались деньги на выпуск альбома группы "БИ-2".
Самые распространенные примеры краудфандинга связаны именно с культурой. В той же музыкальной среде хорошо известен международный фестиваль "Возвращение". Он проводится свыше 20 лет и последние шесть – только благодаря краудфандингу. В 1990-е его основали молодые московские музыканты, которые разъехались из России по разным странам. В какой-то момент им захотелось хотя бы раз в год собираться в Москве, чтобы вместе играть для публики, как это было в студенческие годы. Идея оказалась настолько хорошей, что когда фестиваль перестал получать от города поддержку, он продолжил жизнь благодаря своим поклонникам. Тогда краудфандинг был новинкой "на европейский манер". Теперь собираемые ежегодно около миллиона рублей идут на оплату приезда участников, аренду залов, печать рекламной продукции и так далее. Исполнители не получают ничего, кроме удовольствия.
Чисто московская история
Есть и еще один пример культурного краудфандинга: проект Натальи Тарнавской "Вспомнить все". Это реставрация старинных вывесок на фасадах исторических домов Москвы. Не навесных вывесок, а изображенных наподобие фресок. Они, как правило, закрыты слоями поздних закрашиваний. Находка такой фасадной вывески конца XIX века или начала 1920-х годов – огромная редкость. Иногда они приоткрываются нечаянно, если ветшает дом, иногда их обнаруживают во время ремонтов. Наталья и ее команда знают каждый такой случай. Собирают деньги, чтобы спасти какую-нибудь красочную надпись 1910 года "Аптека", потом повесить рядом информационную табличку. И вот уже к дому подходят экскурсионные группы, рассказ о Москве пополняется новой бытой историей.
Проект Натальи Тарнавской сложный. Хотя бы потому, что перед реставрацией исторических надписей приходится получать массу разрешений, разбираться с собственниками зданий и так далее. А главное – привлечь профессионалов, чтобы никакой самодеятельности. Как сказала Наталья о своей команде, "то, против чего мы всегда выступаем, это лезть грязными руками на фасады исторических зданий":
«
"У нас на фасадах никогда не работают волонтеры – они и я в том числе нужны только чтобы унести мусор. Мы нанимаем реставраторов, это люди, которым можно довериться. Они будут раскрывать слои, анализировать материал, работать только по профессиональным технологиям. Даже если речь идет о том, чтобы просто посмотреть, а что там на стене вдруг приоткрылось, мы не будем сами отколупывать штукатурку. Мы позовем реставраторов. И они всегда получают деньги. Поэтому у нас каждый проект это 300 – 500 тысяч рублей".
Краудфандинговый проект не означает обязательно большие деньги. Все зависит от того, на что запрашивается финансирование и сколько будет доноров. Проекты бывают смешные. Например, запуск кофейной зубной пасты для тех, кто с утра не успевает выпить кофе, а организм требует кофеина. Проекты бывают беспроигрышные. Гигантской донорской поддержкой традиционно пользуется создание новых компьютерных и видеоигр. Рекорд же пока принадлежит проекту помощи Нотр-Дам. На восстановление парижского собора после пожара за несколько дней был собран миллиард евро.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Собор Парижской Богоматери после пожара, случившегося вечером 15 апреля 2019 года.