"Доказательный меморандум" Минфина США с оправданием введения санкций против российского предпринимателя Олега Дерипаски бездоказателен, заявили представители Дерипаски. Они считают, что отчет плохо проработан и изобилует ложными утверждениями. Американская сторона руководствовалась соображениями личной мести, считают в офисе бизнесмена, ответ которого имеется в распоряжении РИА Новости.
В апреле 2018 года Олег Дерипаска и компании, которые он контролировал, попали в американский черный список (Specially designated nationals list или SDN) – активы фигурантов перечня в США были заблокированы, а бизнес с ними запрещен. Однако 27 января 2019 американский Минфин вывел из-под санкций En+ и контролируемые ею "Русал" и "Евросибэнерго", после того как Дерипаска снизил свою долю в En+ ниже 44,95 процента и перестал управлять компанией через совет директоров.
Во вторник Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) после долгого сопротивления, по решению суда все же обнародовало перечень документов, обосновывающих, по мнению американского правительства, справедливость санкций в отношении российского бизнесмена.
В так называемом "доказательном меморандуме" утверждается, что предприниматель "действовал или преследовал цель действовать в интересах или от лица, прямо или косвенно, высокопоставленного должностного лица правительства Российской Федерации". Кроме того, отмечается, что Дерипаска "должен быть добавлен в список SDN", так как занят в энергетическом секторе российской экономики.
Значительная часть "доказательств" – статьи в западных СМИ, основанные на информации анонимных источников и предположениях.
На первом месте в этом деле – политика, уверен доцент кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Григорий Ярыгин.
«
"Скорее всего, дело мотивировано политическими императивами, а не какими-то иными: политическая воля была первая, а дальше было дано, видимо, такое указание Минфину, и дальше включился механизм, в котором работает Управление по контролю за иностранными активами. Они же не следователи – они собрали какую-то информацию. О ее качестве можно судить по этим двум страницам, которые сейчас опубликованы (они доступны всем, можно посмотреть предметно, какие это статьи). Вопрос в интерпретации этих документов, информационной базы, которая была собрана для принятия решений. Как мне представляется, именно поэтому Управление по контролю за иностранными активами в большинстве случаев не публикует информацию, на основе которой вводит перечень санкционных инструментов – это происходит очень редко", – сказал Григорий Ярыгин в эфире радио Sputnik.
Представителей бизнесмена отчет Управления возмутил. "Похоже, чиновники OFAC не обременяли себя поиском доказательств, занялись личной местью, разрушая жизнь человека, его бизнес и подвергая риску сотни тысяч людей, включая рабочих и членов сообщества, а также инвесторов (российских и международных)", – сказано в ответе.
Как отмечают его авторы, бизнесмен был включен в черный список на основании двух утверждений: о том, что он действовал или преследовал цель действовать в интересах высокопоставленного российского чиновника, и о том, что он якобы работает в энергетическом секторе российской экономики.
"Обе претензии явно ложные", – заявляют представители Дерипаски и поясняют: "EN+ – компания, которую основал господин Дерипаска, – не энергетическая (работающая в нефтегазовом секторе), а, скорее, электроэнергетическая, в которой генерация составляет менее 20-25 процентов".