Вот все кругом твердят – образование, образование. Образованный то, образованные се. Учиться, учиться и еще раз. "Хочу дать своему ребенку хорошее образование", "хочу, чтобы он получил..." ‒ примерно так, ну и так далее. Но я вот считаю, что смотрят все на это как-то однобоко и несвободно, как взрослые научили. А меж тем, яркая свободная личность должна ставить все под сомнение. С вашим этим образованием – все куда неоднозначнее, чем кажется. Самые большие сволочи в истории Земли – они как раз из этих ваших были: начитались "книжков" и пошли дела творить. Каждый осторожный мозг, аккуратно обходящий книги, прекрасно знает, что чем больше читаешь, тем больше шансов свихнуться. Голова пухнет, ничего не понятно, а самое главное – деньги это не приносит. Не важно, что и сколько ты читаешь, важно, что и сколько ты считаешь. И потом ‒ учат, учат, а получается все по-разному. Важно ведь не чему учиться, а что в итоге получится.
Мало кто почему-то обращает внимание вообще на само слово "образование". Ведь там явно корень "образ". Это стоит помнить. Дело не в каких-то там ваших знаниях, а в образе. В последнее время, правда, с этим получше – большинство получают корочку ради "образа" и "званий".
В Латвии вот озаботились реформой. Детей все меньше, школы надо сокращать. Дело полезное, но когда сокращаются школы латышские – начинают вопить из разных углов: куда катимся, что творится, где латышскому учителю работу найти. А в последнее время и вовсе тенденция подозрительная объявилась: русские в своих школах сокращаются из рук вон плохо.
Министерство образования решило одним выстрелом двух зайцев убить: русака и русачку. Сократим, мол, русские школы. Переведем их на латышский, дадим работу государственным учителям. Пусть эти малолетки со школьной скамьи понимают, что их на ихнем не понимают. Но всякие умники из парламента подали в Конституционный суд жалобу: меньшинства, родной язык, права, Европа, угнетение, дискриминация, спасите, беззаконие.
Добрый суд внимательно на жалобы посмотрел, рассмотрел и поставил точку. Тут, говорят, много всего про самоценности какие-то, а меж тем, русский в Латвии – это аномалия. В стране же особая история, в страну народ ввозили намеренно, чтоб местным поплохело. Это ж надо учитывать. А вот остальное – можно и не учитывать. Вот вы ноете, а где доказательства, что обучения на латышском кого-то ущемляют? Мы пока видим какие-то жалобы, бумажки, разговорчики в строю, а ущемленных вы не привели. Где следы ущемлений – ссадины, порезы, подтеки? Где ущемления прав? Тоже не видно: ни разрывов, ни царапин, ни складок.
И вообще, идентичность, о которой вы так печетесь – она должна быть общая. У нас государство латышей – единое, неповторимое. Чем быстрее ваши отпрыски поймут, что свою идентичность нужно привести к единому знаменателю, тем лучше для государства. Ведь всем хорошо и комфортно на берегу, так? Ну, если кто-то оказался в воде – пусть делами рук своих и гребет на берег. Идентичность надо заслужить.
Тут некоторые не унимаются, что-то там несут про качество образования. Мол, не тем вы заняты. Качество падает катастрофически, студент пошел глупый, такому даже преподавать не интересно. И государство деньги тратит впустую. Сами вы дураки и не лечитесь. Все беды – от книжек. Надо заботиться об образе. Какая разница, сколько там всего начитали эти ваши студенты? Главное, чтобы все было на латышском. Это приведет общество к здоровому образу. Может даже и жизни.
Автор фельетона Петр Малеев, радио Sputnik, Латвия