"Когда превозносят мое творчество – не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом, примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!" Так Георгий Данелия написал в одной из своих биографических книг "Безбилетный пассажир".
Чувство юмора (самоирония в том числе) у Георгия Данелии было отменное и очень разнообразное. В фильме "Я шагаю по Москве" – это бесконечная лирическая улыбка, с которой режиссер смотрит на людей и ставшую родной Москву. В фильме "Тридцать три" – смех навзрыд с долей "общественной критики". В "Мимино" юмор работает и рекомендуется еще и как поддержка в трудной ситуации. В фильме "Слезы капали" только кажется, что его нет, но он тоже присутствует, когда несообразности жизни становятся страшны настолько, что остается или смеяться, или умереть. В какой-то момент Георгий Данелия переведет юмор в разряд сатирического высказывания, как это было в картине "Кин-дза-дза", усилит гротеском – как в "Паспорте". Но без него вообще не существует ни одной киноработы легендарного мастера.
© Киностудия "Мосфильм" (1986)
Кадр из фильма "Кин-дза-дза"
Наверное, поэтому фильмы Георгия Данелии не устаревают и не устают от любви зрителей, как устают иногда слишком часто повторяющиеся шедевры. Меняются эпохи, забываются времена и события, их сформировавшие, прежние художественно-публицистические высказывания теряют остроту, но посмотрите любой из фильмов Георгия Данелии, и вы все поймете о том времени, в которое выдающийся режиссер вглядывался глазами своих киногероев. И обязательно улыбнетесь.
Про многих режиссеров говорят – "ему повезло с актерами". В случае с Данелией все наоборот. Это актерам везло с режиссером, это он умел набрать целую команду почти никому не известной молодежи и рассмотреть в каждом самое главное, а потом легко, как бы невзначай, делать их все более и более знаменитыми. Достаточно вспомнить и Никиту Михалкова, и Инну Чурикову, а потом, конечно, и Евгения Леонова, который был данелиевским талисманом удачи. У него была необыкновенная способность создавать незабываемые актерские ансамбли, когда главный – каждый из "играющих" и ни один не вычитаем. Таков его "Осенний марафон".
На фильмах Георгия Данелии выросли миллионы и, конечно, вырастет еще немало зрителей. Наверное, и кинорежиссеров тоже, потому что есть чему бесконечно учиться, и стоит сохранять на киноэкране то, чем обладал Георгий Данелия. Это мудрый, всегда светлый и обязательно с улыбкой взгляд на жизнь.