Авторы

Дядюшка Сэм: история мясника, ставшего угрозой миру

Говорят, что у Дяди Сэма был реальный прототип – мясник Сэмюэль Уилсон. В 1961 году конгресс США даже одобрил резолюцию, прославлявшую его как прообраз Дяди Сэма. Хотя ни одного подлинного портрета легендарного мясника до наших дней не дошло.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В этот день, … лет назад
Тринадцатого марта 1852 года нью-йоркская газета NY Lantern weekly опубликовала первое изображение дядюшки Сэма.
Обычно этот оживший, если так можно сказать, образ Соединенных Штатов изображают в виде высокого человека уже в возрасте, седого, с резкими чертами лица, старомодной бородкой, в цилиндре цветов американского флага, во фраке и полосатых брюках. Такой ставший традиционным образ дядюшки Сэма впервые нарисовал художник Томас Наст. Он же, кстати, первым ввел изображение слона как символа Республиканской партии и сделал популярным осла Демократической партии.
Болельщик сборной США в матче 1/8 финала чемпионата мира по футболу 2014 Бельгия - США на стадионе "Фонте Нова" в Сальвадоре
А сам по себе дядюшка Сэм появился во время британо-американской войны 1812 года. Говорят, что Дядя Сэм – это мясник Сэмюэль Уилсон, поставщик провизии в американскую армию. Он маркировал бочки с мясом буквами U.S., то есть United States. Солдаты же в шутку говорили, что мясо прибыло от Дяди Сэма – Uncle Sam, опять же, сокращенно – U.S.
А еще говорят, что все началось со статьи в газете The Troy Post. 7 сентября 1813 года она писала: "Неодобрительная кличка, заработанная нашим правительством, стала почти столь же общеупотребительной, как нарицательное имя Джона Буля для типичного британского буржуа, недалекого и самодовольного".
Одобрительно или не очень, однако в 1961 году конгресс одобрил резолюцию, прославлявшую Сэма Уилсона как прообраз Дяди Сэма. Хотя ни одного подлинного портрета легендарного мясника до наших дней не дошло.
Карикатура советского художника В.Петренко "О каком улове мечтает дядя Сэм" на Второй международной выставке "Сатира в борьбе за мир"
А по-настоящему символом США дядюшка Сэм стал благодаря художнику Джеймсу Флаггу, который во время Первой мировой войны нарисовал агитационный плакат, призывающий добровольцев вступать в американскую армию. На нем изображен суровый дядя Сэм, переполненный чувством гражданского долга, тыкающий в зрителя пальцем. И подпись: "Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов".
Ныне Дядя Сэм известен по всему миру. В основном как злой и агрессивный старикашка, сующий нос не в свои дела. Поэтому с его импровизированными чучелами совершают постоянные аутодафе. Правда, Сэм неистребим. Мифы и легенды убить нельзя, зато они убивают по-настоящему. Достаточно вспомнить, сколько миллионов жизней было уничтожено во имя мифа об "арийской исключительности".
У нас тоже был знаменитый аналог "Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов" – "Ты записался добровольцем?" 1920 года. Художник Моор явно взял за основу американский образец. Не знаю, можно ли назвать это плагиатом.
Плакат времен гражданской войны Моора "Ты записался добровольцем?"
У Белой армии тоже была подобная рисованная агитка – "Отчего вы не в армии?". Плакаты – и красный, и белый – очень похожи. Лишь одно, на мой взгляд, существенное отличие: красноармеец "тыкает", а белогвардеец "выкает". И понятно, почему Белое движение проиграло. Обращение на "вы" – оно какое-то слишком интеллигентное, старорежимное. А с народом надо проще: ты, мужики, бабы, братва. По крайней мере, так считали в те годы большевики. Во всех почти письменных обращениях, призывах и лозунгах к народу сплошное "тыканье". В общем, без выкрутасов и прикрас. И не синтаксически слабое "отчего", а повелительное – "ты записался?".
Еще из известной символики советских лет. Из описания первомайской демонстрации в романе "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова:
"Понесли чучело английского министра Чемберлена, которого рабочий с анатомической мускулатурой бил картонным молотом по цилиндру. На цилиндре была надпись: "Лига Наций". Проехали на автомобиле три комсомольца во фраках и белых перчатках. Они сконфуженно поглядывали на толпу.
– Васька! – кричали с тротуара. – Буржуй! Отдай подтяжки!".
У британцев тоже есть символ – Джон Буль. Он появился на свет в 1712 году благодаря сатирику Джону Арбетноту, изобразившему в своем памфлете простоватого фермера под именем Джона Буля. Красномордый мужичонка в цилиндре, с большим брюшком, любитель пива и виски. В общем, человек из народа. Впрочем, его образ менялся в зависимости от политической конъюнктуры и времени.
Ехали медведи на велосипеде: как Хранитель леса стал символом России
Ну, с русским символом Западу давно все понятно – это медведь. И к нему в придачу: водка, балалайка, матрешка, самовар, валенки, ушанка, собор Василия Блаженного… Ну куда ж без косолапого! Впрочем, мы его сами очеловечили – в сказках называем то Михал Иванычем, то Потапом Михалычем.
И как тут не вспомнить о том, что со времен Великой Отечественной войны всех немцев в нашей стране называли Фрицами. Это уменьшительное от имени Фридрих. Почему именно Фридрих? Император Римской империи Барбаросса, в честь которого был назван нацистский план блицкрига против Советского Союза и автор этого плана Паулюс носили одно имя: Фридрих. И самое интересное – оба эти Фрица плохо кончили: Паулюс капитулировал в Сталинграде и стал советским военнопленным, а Барбаросса вообще утоп во время III Крестового похода. Так что надо быть как-то поосторожнее с именами и символами.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Обсудить
Рекомендуем