Условия российской стороны по сохранению транзита газа через Украину неприемлемы для "Нафтогаза", написал исполнительный директор компании Юрий Витренко в Facebook.
Ранее заместитель министра иностранных дел России Александр Панкин рассказал РИА Новости, что транзит топлива через украинскую территорию может сохраниться, если в действующий контракт при его продлении внесут изменения. Дипломат добавил, что на Украине есть "неопределенность в отношении своей газотранспортной системы".
В свою очередь Витренко напомнил, что названные Панкиным условия уже неоднократно озвучивал "Газпром". В них входят "восстановление баланса в отношениях" между российской и украинской компаниями и переговоры по продолжению нынешнего контракта о транзите.
"Оба этих условия являются совершенно неприемлемыми для "Нафтогаза", и в этом нас поддерживает Еврокомиссия", — подчеркнул исполнительный директор "Нафтогаза". Он также заявил о якобы уже установленном балансе в отношениях между российской и украинской компаниями. По его словам, к этому привели подлежащие безотлагательному исполнению решения международного арбитража, поэтому "Нафтогаз" не будет отказываться от выигрыша в 4,6 миллиарда долларов по транзитному делу и двух миллиардов долларов от пересмотра цен на газ.
Витренко пригрозил, что если Россия не прекратит "обеспечивать "Газпром" эксклюзивными условиями для транзита голубого топлива через Украину", то у "Нафтогаза" будет возможность получить компенсацию в десять миллиардов долларов из-за отсутствия транзита после 2019 года.
Доцент Международного института экономики и финансов Алексей Белянин в эфире радио Sputnik объяснил, на что рассчитывает украинская компания, выставляя жесткие претензии к "Газпрому".
«
"Они рассчитывают, конечно, прежде всего, на помощь американцев. Соединенные Штаты, как мы видим, предпринимают немалые усилия для того, чтобы "Северный поток — 2" свернуть. <...> Пока "Северный поток — 2" не запущен, у "Нафтогаза" есть аргументы в переговорах с "Газпромом". Это достаточно понятная ситуация игры с "нулевой суммой", потому что если "Северный поток — 2" существует, то позиция "Нафтогаза" очень слабая, и он должен будет, по сути, просить, чтобы его труба хоть как-то использовалась", — сказал Алексей Белянин.
По его мнению, украинская компания использует текущий момент, чтобы обозначить максимально возможные требования.
«
"С точки зрения текущей ситуации на "Нафтогаз" пока играет, с одной стороны, необходимость на настоящий момент украинской трубы, чтобы обеспечивать необходимый объем экспорта газа в Европу, а с другой стороны — политическая поддержка со стороны США, и в меньшей степени — Евросоюза и отдельных европейских стран. Дальше все зависит от судьбы "Северного потока — 2". А пока игра идет — и до конца текущего года мы узнаем, чем она закончится", — заключил Алексей Белянин.
В январе в Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча между представителями России, Украины и Еврокомиссии по обсуждению вопросов транзита топлива после 2019 года, когда истечет срок действия нынешнего контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом". В ходе переговоров не удалось достичь конкретных договоренностей, диалог продолжится в мае этого года.