https://radiosputnik.ru/20230618/gogol-1878043244.html
Гоголь: бегство за границу в поисках Чичикова
Гоголь: бегство за границу в поисках Чичикова
Гоголь: бегство за границу в поисках Чичикова
Радио Sputnik, 18.06.2023
2023-06-18T07:00
2023-06-18T07:00
2023-06-18T07:00
сказано в эфире
николай гоголь
история
литература
италия
россия
европа
творчество
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/06/08/1794046790_0:279:2048:1431_1920x0_80_0_0_1272c86a95e5929fdfbed1f997c9ccdc.jpg
После мнимого провала "Ревизора" Гоголь поступил так же, как и после фиаско с "Ганцем Кюхельгартеном" – сбежал за границу. Свой отъезд он объяснял так: еду разгулять свою тоску и обдумать свои будущие творения.В этот день, ... лет назадВосемнадцатого июня 1836 года Николай Васильевич Гоголь уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Попросту говоря – сбежал.За полтора месяца до этого, 1 мая, прошла премьера "Ревизора" в Александринском театре, на которой присутствовал сам Николай I. Публика была в основном избранной и вела себя соответствующе: император захлопал – и все захлопали, он рассмеялся – все рассмеялись...В советские времена в одном московском детском садике провели эксперимент. Кажется, об этом рассказывал писатель Владимир Солоухин. У всех детей каша сладкая, а одному мальчику ее специально посолили. Дети позавтракали, у них спрашивают: как, понравилась каша? Они говорят: да, вкусная, сладкая. Доходит очередь до мальчика, который ел соленую кашу. У него спрашивают: понравилась каша? Сладкая? И тот, немного помолчав, с трудом выдавил из себя: да, сладкая...Гоголь до конца спектакля не высидел. Он твердил только одно: "Никто, никто, никто не понял!!!"О реакции на пьесу столичного общества писатель сказал: "Малейший призрак истины – против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия. Воображаю, что же было бы, если б я взял что-нибудь из петербургской жизни, которая мне больше и лучше теперь знакома, нежели провинциальная". Гоголю не понравился в роли Хлестакова талантливый актер Николай Дюр. "Главная роль пропала!" – сетовал писатель. Он даже не поехал в Москву, где его пьесу ставили в Малом театре. Хотя городничего играл Щепкин – любимый актер и приятель писателя.И самое интересное. Это еще приметил Владимир Владимирович Набоков: персонажи "Ревизора" реальны лишь в том смысле, что они реальные создания фантазии Гоголя. В России гоголевской эпохи взяточничество цвело так же пышно, как цвело оно и цветет повсюду в Европе, а с другой стороны, в любом из русских городов той поры проживали куда более гнусные подлецы, чем добродушные жулики из "Ревизора".Но не тут-то было! Анекдот разросся до размеров обличительного эпоса...Гоголь же поступил так же, как и после провала своей ранней поэмы "Ганц Кюхельгартен" – взял, да и сбежал за границу. Свой отъезд он объяснял так: "Еду разгулять свою тоску, глубоко обдумать все свои обязанности авторские, свои будущие творения".Поколесив по Европе, Гоголь поселился в Риме. Набоков заметит, что годы "проведенные в Италии с относительным комфортом, были еще менее продуктивными, чем лихорадочные странствия в почтовых каретах. Дрезден, Бадгастейн, Зальцбург, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Рим и опять Флоренция, Мантуя, Верона, Инсбрук, Зальцбург, Карлсбад, Прага, Греффенберг, Берлин, Бадгастейн, Прага, Зальцбург, Венеция, Болонья, Флоренция, Рим, Ницца, Париж, Франкфурт, Дрезден – и все сначала".И все-таки некий смысл в этом был. Гоголь, как мне кажется, сам того не сознавая, выступает этаким аlter ego своего же Чичикова. Тот колесит в поисках мертвых душ, писатель – в поисках вдохновения. Тот покупает миф, который можно конвертировать в звонкую монету, Гоголь путешествует, чтобы потом инвестировать потраченные деньги в свои произведения.Впрочем, Европа на него впечатления не произвела: "Мне кажется, здесь нет ничего такого, что бы удивило вас… Все рынок да рынок, презренный холод торговли да ничтожество".Как-то в русском обществе за границей разговор зашел о Германии. "Упорно молчавший Гоголь наконец сказал: "Да, немец вообще не очень приятен; но ничего нельзя себе представить неприятнее немца-ловеласа, немца-любезника, который хочет нравиться; тогда он может дойти до страшных нелепостей. Я встретил однажды такого ловеласа в Германии. Его возлюбленная, за которою он ухаживал долгое время без успеха, жила на берегу какого-то пруда и все вечера проводила на балконе перед этим прудом, занимаясь вязанием чулок и наслаждаясь вместе с тем природой. Мой немец, видя безуспешность своих преследований, выдумал наконец верное средство пленить сердце неумолимой немки. Ну, что вы думаете? Какое средство? Да вам и в голову не придет, что! Вообразите себе, он каждый вечер, раздевшись, бросался в пруд и плавал перед глазами своей возлюбленной, обнявши двух лебедей, нарочно им для сего приготовленных! Уж, право, не знаю, зачем были эти лебеди, только несколько дней сряду каждый вечер он все плавал и красовался с ними перед заветным балконом. Воображал ли он в этом что-то античное, мифологическое или рассчитывал на что-нибудь другое, только дело кончилось в его пользу: немка действительно пленилась этим ловеласом и вышла скоро за него замуж"".Вот вам пошлость, как отмечает Набоков, "в ее чистом виде... Откройте любой <современный> журнал – и вы непременно найдете что-нибудь вроде такой картинки: семья только что купила радиоприемник (машину, холодильник, столовое серебро – все равно что) – мать всплеснула руками, очумев от радости, дети топчутся вокруг, раскрыв рты, малыш и собака тянутся к краю стола, куда водрузили идола, даже бабушка, сияя всеми морщинками, выглядывает откуда-то сзади (забыв, надо думать, скандал, который разыгрался этим же утром у нее с невесткой), а чуть в сторонке, с торжеством засунув большие пальцы в проймы жилета, расставив ноги и блестя глазками, победно стоит папаша, гордый даритель.Густая пошлость подобной рекламы исходит не из ложного преувеличения достоинства того или иного полезного предмета, а из предположения, что наивысшее счастье может быть куплено и что такая покупка облагораживает покупателя"...Но Набоков здесь, как кажется, немного упускает из виду главную суть: да, реклама – пошлая (причем осознанно сделана такой, поскольку рассчитана на среднестатистического обывателя), но она достигает своей цели, потому что тешит тщеславие. А реклама, достигшая цели, приносит огромную прибыль. Пошлость здесь не цель, а средство, причем эффективное...Зато за границей Гоголя ничто не отвлекало от написания поэмы "Мертвые души". Анекдот от Пушкина, который мог быть рассказан в нескольких строках, превратился в великое художественное произведение. Потому что Гоголь – настоящий гений. Однако в нем все-таки чувствуется какая-то "кривизна", нелинейность (как, впрочем, и положено гению). В Италии он вдохновлялся образами России и ее бесконечными просторами. А в это же самое время Пушкин в холодном Петербурге грезил о солнечной Италии:Ночей Италии златойЯ негой наслажусь на воле,С венецианкою младой,То говорливой, то немой,Плывя в таинственной гондоле;С ней обретут уста моиЯзык Петрарки и любви.Автор Владимир Бычков, радио SputnikТакого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
https://radiosputnik.ru/20230513/banki-1871041195.html
https://radiosputnik.ru/20221116/kotoshikhin-1831366188.html
https://radiosputnik.ru/20230210/generaly-1850332449.html
https://radiosputnik.ru/20230410/voyna-i-mir-1862904983.html
италия
россия
европа
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/06/08/1794046790_0:87:2048:1623_1920x0_80_0_0_e64c633f0d2068a1fcd96f8ed6dc92aa.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
николай гоголь, история, литература, италия, россия, европа, творчество, искусство
Сказано в эфире, Николай Гоголь, история, Литература, Италия, Россия, Европа, творчество, Искусство
После мнимого провала "Ревизора" Гоголь поступил так же, как и после фиаско с "Ганцем Кюхельгартеном" – сбежал за границу. Свой отъезд он объяснял так: еду разгулять свою тоску и обдумать свои будущие творения.
В этот день, ... лет назад
Восемнадцатого июня 1836 года Николай Васильевич Гоголь уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Попросту говоря – сбежал.
За полтора месяца до этого, 1 мая, прошла премьера "Ревизора" в Александринском театре, на которой присутствовал сам Николай I. Публика была в основном избранной и вела себя соответствующе: император захлопал – и все захлопали, он рассмеялся – все рассмеялись...
В советские времена в одном московском детском садике провели эксперимент. Кажется, об этом рассказывал писатель Владимир Солоухин. У всех детей каша сладкая, а одному мальчику ее специально посолили. Дети позавтракали, у них спрашивают: как, понравилась каша? Они говорят: да, вкусная, сладкая. Доходит очередь до мальчика, который ел соленую кашу. У него спрашивают: понравилась каша? Сладкая? И тот, немного помолчав, с трудом выдавил из себя: да, сладкая...
Гоголь до конца спектакля не высидел. Он твердил только одно: "Никто, никто, никто не понял!!!"
О реакции на пьесу столичного общества писатель сказал: "Малейший призрак истины – против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия. Воображаю, что же было бы, если б я взял что-нибудь из петербургской жизни, которая мне больше и лучше теперь знакома, нежели провинциальная". Гоголю не понравился в роли Хлестакова талантливый актер Николай Дюр. "Главная роль пропала!" – сетовал писатель. Он даже не поехал в Москву, где его пьесу ставили в Малом театре. Хотя городничего играл Щепкин – любимый актер и приятель писателя.
И самое интересное. Это еще приметил Владимир Владимирович Набоков: персонажи "Ревизора" реальны лишь в том смысле, что они реальные создания фантазии Гоголя. В России гоголевской эпохи взяточничество цвело так же пышно, как цвело оно и цветет повсюду в Европе, а с другой стороны, в любом из русских городов той поры проживали куда более гнусные подлецы, чем добродушные жулики из "Ревизора".
Но не тут-то было! Анекдот разросся до размеров обличительного эпоса...
Гоголь же поступил так же, как и после провала своей ранней поэмы "Ганц Кюхельгартен" – взял, да и сбежал за границу. Свой отъезд он объяснял так: "Еду разгулять свою тоску, глубоко обдумать все свои обязанности авторские, свои будущие творения".
Поколесив по Европе, Гоголь поселился в Риме. Набоков заметит, что годы "проведенные в Италии с относительным комфортом, были еще менее продуктивными, чем лихорадочные странствия в почтовых каретах. Дрезден, Бадгастейн, Зальцбург, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Рим и опять Флоренция, Мантуя, Верона, Инсбрук, Зальцбург, Карлсбад, Прага, Греффенберг, Берлин, Бадгастейн, Прага, Зальцбург, Венеция, Болонья, Флоренция, Рим, Ницца, Париж, Франкфурт, Дрезден – и все сначала".
И все-таки некий смысл в этом был. Гоголь, как мне кажется, сам того не сознавая, выступает этаким аlter ego своего же Чичикова. Тот колесит в поисках мертвых душ, писатель – в поисках вдохновения. Тот покупает миф, который можно конвертировать в звонкую монету, Гоголь путешествует, чтобы потом инвестировать потраченные деньги в свои произведения.
Впрочем, Европа на него впечатления не произвела: "Мне кажется, здесь нет ничего такого, что бы удивило вас… Все рынок да рынок, презренный холод торговли да ничтожество".
Как-то в русском обществе за границей разговор зашел о Германии. "Упорно молчавший Гоголь наконец сказал: "Да, немец вообще не очень приятен; но ничего нельзя себе представить неприятнее немца-ловеласа, немца-любезника, который хочет нравиться; тогда он может дойти до страшных нелепостей. Я встретил однажды такого ловеласа в Германии. Его возлюбленная, за которою он ухаживал долгое время без успеха, жила на берегу какого-то пруда и все вечера проводила на балконе перед этим прудом, занимаясь вязанием чулок и наслаждаясь вместе с тем природой. Мой немец, видя безуспешность своих преследований, выдумал наконец верное средство пленить сердце неумолимой немки. Ну, что вы думаете? Какое средство? Да вам и в голову не придет, что! Вообразите себе, он каждый вечер, раздевшись, бросался в пруд и плавал перед глазами своей возлюбленной, обнявши двух лебедей, нарочно им для сего приготовленных! Уж, право, не знаю, зачем были эти лебеди, только несколько дней сряду каждый вечер он все плавал и красовался с ними перед заветным балконом. Воображал ли он в этом что-то античное, мифологическое или рассчитывал на что-нибудь другое, только дело кончилось в его пользу: немка действительно пленилась этим ловеласом и вышла скоро за него замуж"".
Вот вам пошлость, как отмечает Набоков, "в ее чистом виде... Откройте любой <современный> журнал – и вы непременно найдете что-нибудь вроде такой картинки: семья только что купила радиоприемник (машину, холодильник, столовое серебро – все равно что) – мать всплеснула руками, очумев от радости, дети топчутся вокруг, раскрыв рты, малыш и собака тянутся к краю стола, куда водрузили идола, даже бабушка, сияя всеми морщинками, выглядывает откуда-то сзади (забыв, надо думать, скандал, который разыгрался этим же утром у нее с невесткой), а чуть в сторонке, с торжеством засунув большие пальцы в проймы жилета, расставив ноги и блестя глазками, победно стоит папаша, гордый даритель.
Густая пошлость подобной рекламы исходит не из ложного преувеличения достоинства того или иного полезного предмета, а из предположения, что наивысшее счастье может быть куплено и что такая покупка облагораживает покупателя"...
Но Набоков здесь, как кажется, немного упускает из виду главную суть: да, реклама – пошлая (причем осознанно сделана такой, поскольку рассчитана на среднестатистического обывателя), но она достигает своей цели, потому что тешит тщеславие. А реклама, достигшая цели, приносит огромную прибыль. Пошлость здесь не цель, а средство, причем эффективное...
Зато за границей Гоголя ничто не отвлекало от написания поэмы "Мертвые души". Анекдот от Пушкина, который мог быть рассказан в нескольких строках, превратился в великое художественное произведение. Потому что Гоголь – настоящий гений. Однако в нем все-таки чувствуется какая-то "кривизна", нелинейность (как, впрочем, и положено гению). В Италии он вдохновлялся образами России и ее бесконечными просторами. А в это же самое время Пушкин в холодном Петербурге грезил о солнечной Италии:
Я негой наслажусь на воле,
Плывя в таинственной гондоле;
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.