Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Забавная эта все-таки вещь – история. С ней как с футболом – каждый считает, что все знает и понимает. Кто-то, может, и постесняется вслух сказать, но только не украинские политики. И нынешние, и бывшие. Вот экс-президента Леонида Кравчука прорвало в интервью украинскому каналу: "Если говорить о культурно-духовной войне, то она идет со времен Переяславской рады, из-за которой мы, собственно, потеряли украинскую церковь и украинскую державу. Нужно знать историю – она ведь продолжается и сегодня".
Дальше – больше. Чернигов, Сумы, Харьков. Их, конечно, можно назвать и украинскими городами. Только нужно уточнить – Украинской ССР, которая появилась только в ХХ веке. А Таврида, Аккерманская бухта? Какое отношение Сечь имеет к этим территориям? Никакого, кроме относительной географической близости. Поэтому и назывались эти земли Новороссией. И управлял ими не сечевой атаман, а генерал-губернатор, назначаемый Петербургом. А Крым? Напомню, его современная история началась в 1771 году, когда русские войска под командованием генерал-аншефа В.М. Долгорукова (впоследствии получившего к фамилии приставку "Крымский") разбили войска крымского хана и заняли полуостров. В 1783 году Крым был присоединен Екатериной II к Российской империи, в 1954 году волюнтаристским решением Хрущева передан в состав Украинской ССР и в 2014 году по итогам референдума воссоединен с Россией.
Все это, конечно, занимательно и… банально. Думаю, многие об этом уже не раз слышали. Но все-таки хочется докопаться: а при чем тут все эти разговоры об "украинской державе"? А не при чем. В том и все дело. Поэтому удивительно нынешнее негативное отношение киевских властей и тех же националистов к персоне Ленина. Сколько уж памятников посносили! Не иначе как новый вид спорта. А ведь именно он и создал то, что сегодня называют "Украиной". Причем не так уж и давно. Скоро всего лишь столетний юбилей будем отмечать. Значит, возможно, еще живы люди, которые родились в то время, когда о таком государственном образовании никто и слыхом не слыхивал.
О какой тогда государственности ведется нынче речь? О древнем Киеве? Тогда вообще об украинцах речи быть не могло. Кстати, великим киевским князем был хорошо знакомый каждому москвичу (москалю) Юрий Долгорукий. А о какой украинской церкви говорит Кравчук? Об униатской, что ли? Такая была. И еще была православная церковь. И патриарх ее назывался Московским и всея Руси. Ни о какой отдельной украинской церкви разговор до последних дней вообще не шел. Киевский патриархат – это новояз, искусственный термин. Как и термин "Киевская Русь" – он был введен в научный оборот русскими историками только в XIX веке. А почему на Западе испокон веку всех подданных и граждан Российской империи и СССР называли русскими, не делая никаких различий, будь он в казачьих шароварах, мещанской поддевке или немецком платье? Даже кавказцев, азиатов? Потому что для них такого различия не существовало. Как для нас нет различий между фанатами "Манчестер Юнайтед" и "Манчестер Сити", если на них нет клубной символики. Без флагов кто чей болельщик сможет отличить разве что бывалый уроженец Манчестера.
Так что получается, что разговор Леонида Макаровича об "украинской державе" – так, для красного словца. А может, чтобы потрафить каким-то новоявленным ультрапатриотам, выходцам из австро-венгерских владений.
История – это воскрешение, говорил знаменитый французский историк Жюль Мишле. Это действительно так. Понять, почувствовать тонкую ткань исторических явлений, их переплетение, взаимосвязь. И для этого нужны факты, нужны летописцы и очевидцы. А вот толковать исторические события и факты – это часто уже совсем другая наука, собственно к истории никакого отношения не имеющая. Но это уже удел политиков, а не специалистов. Так что же тогда воскрешают украинские политики? Какую историю они сочиняют? И чью историю? Польши или России?
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.