Автор Дмитрий Геер
Европа не хочет слышать Украину. Арсений Яценюк в очередной раз призвал ЕС увеличить квоты для украинских товаров. Однако понятно, что в очередной раз этот призыв останется просто сотрясанием воздуха. Вряд ли Киев может рассчитывать даже на минимальные поблажки: европейцы не собираются менять свои правила и открывать рынки для чужих товаров.
Украинские политики все никак не хотят признаться в том, что ЕС – гигантский протекционист, который внимательно следит за соблюдением торгового баланса внутри своих границ и прекрасно понимает, что новые игроки на рынке – это потери собственных производителей. А значит – и проблемы для политиков. Другое дело – иметь под боком удобный рынок сбыта, замечает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
"Для Европы это возможность получения новых рынков сбыта, новых ресурсных рынков, возможность контроля над большими площадями, в том числе за Черноморским регионом, дополнительное давление на Турцию в вопросе переговоров о вступлении или невступлении Турции в ЕС. Поэтому здесь Европа имеет целый ряд стратегических целей, которые на сегодняшний день и в каком-то виде реализованы, а в каком-то виде остановлены".
Если же попытаться спрогнозировать будущее сельского хозяйства Украины, то и здесь европейскую политику мало кто назовет полезной для самой этой страны. Некоторые эксперты даже утверждают, что единственный товар, который может найти потребителей среди европейцев, это биотопливо, то есть рапс. Оно и понятно. Ведь европейцы прекрасно понимают, какой урон наносит землям эта культура, поэтому выращивать ее лучше за периметром собственных владений. И Украина здесь подходит как нельзя лучше: и близко, и дешево. Есть и другие способы сделать Украину хоть в чем-то частью Европы, добавляет Дмитрий Солонников:
"Сейчас идет процесс покупки чернозема, который просто срезается. Верхний плодородный слой почвы увозится в Европу в вагонах. Такие процессы есть и они заметны. Да, действительно, украинская земля крайне ценна, но не географически, а в весовом выражении – сколько вагонов этой земли можно вывезти. На самом деле в Европе достаточно большое перепроизводство продуктов питания, и получение нового полноценного конкурента по производству высококачественной продукции в виде Украины Европе совершенно не нужно. У них проблема – что делать со своими фермерами, куда деть их урожай. Европа практически убила сельское хозяйство в Прибалтике, Венгрии, Болгарии, и ожидать, что будет развиваться сельское хозяйство на Украине из-за того, что это хорошие земли, не приходится, и вряд ли это когда-то произойдет. Украина может использоваться как место для технических культур: для высадки рапса, чтобы получить биогорючее, для высадки ГМО-продукции, которая не выращивается в Европе".
Есть еще один сценарий, который, по мнению европейцев, приблизит Украину к Европе. В Еврокомиссии заявили, что страна должна наравне с другими ассоциированными членами ЕС принять мигрантов из Африки и Ближнего Востока, чтобы хоть как-то помочь Греции, Италии и Германии. Подобный шаг вряд ли будет благом для Украины, тем более в нынешней ситуации, считает директор Института Восточной Европы Александр Погорельский:
"Я не верю, что это произойдет, но все зависит от количества людей, которые туда придут. Честно говоря, как у всех низкоорганизованных стран, это очень болезненно повлияет на ситуацию. Потому что уровень ксенофобии на Украине, скажем, на градус выше, чем в России. И поэтому, если туда приедут люди с черным цветом кожи, со своими привычками, это ничего хорошего не сулит, потому что люди там привыкли жить по своим законам, в своем темпе. Я думаю, что это наименее целесообразное с точки зрения стабильности Украины решение".
Однако чтобы Украина все-таки не чувствовала себя совсем уж бесполезной, европейцы очень любят время от времени начинать разговоры об отмене виз. Приятные слуху любого украинца рассуждения о том, что Евросоюз может отменить визы для украинцев уже в 2016 году, на самом деле – пустой звук. Европейцы прекрасно понимают, сколько желающих покинуть украинские пределы в поисках лучшей доли появится буквально в один миг. Но признаваться в том, что подобный сценарий нежелателен, не спешат. Ну а уже политики на Украине разыгрывают безвизовую карту на полную катушку: регулярно кто-нибудь из них проговаривается, что знает точную дату отмены виз, но пока не хочет ее называть. При этом сегодня все реже вспоминают о том, что Киев уже подписал соглашение об ассоциации с Европейским союзом, Украина готова стать членом ЕС, а в программе президента Порошенко указан год заявки на членство – 2020-й.