Автор Илья Харламов
Инициативы Верховной рады и правительства Украины сменяют друг друга в калейдоскопическом порядке. Создается ощущение, что законодательная и исполнительная власть объявили негласное соцсоревнование, победителем которого станет тот, кто предъявит украинскому обществу и всему миру наибольшее количество оригинальных предложений. Разумеется, в обязательном порядке направленных на разрыв связей с Россией.
Одна из таких инициатив – денонсация договора о создании СНГ, который был подписан в Беловежской пуще в 1991 году и зафиксировал "закрытие" советского проекта. Соответствующий законопроект внесен в Раду. Однако, отменив этот документ, Украина странным образом возвращается в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия.
Принятие этого закона создает своеобразную юридическую коллизию, которую, разумеется, всерьез рассматривать нельзя. Речь скорее о символах. И они не в пользу чересчур активной киевской власти. Ведь денонсация договора о создании СНГ формально возвращает Украину не только в состав Советского Союза, но и, так получается, современной России в качестве правопреемницы прежнего государства. Это, конечно, чисто умозрительные конструкции, но многим националистически настроенным украинцам даже от одной такой мысли станет, как минимум, дурно. Тем более что трактуют на Украине сегодня что угодно и как угодно, доходя до абсолютно абсурдных умозаключений и выводов.
В общем, Рада рискует нарваться на недовольство некоторых влиятельных общественно-политических сил ультрарадикального толка. Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев считает, что инициатива депутатов изначально направлена на выход Украины из СНГ, однако выглядит она комично:
"Беловежские соглашения имеют очень много пунктов, в том числе, выход Украины из состава Советского Союза. Получается, что можно сейчас обвинить Украину и посмеяться над ее правительством, которое, по сути дела, хочет таким образом вернуться в состав СССР. Это просто говорит о том, что нынешняя украинская власть собрана из таких слоев общества, которые не владеют юридической грамотностью, не знают историю. Мы видим качество этой власти, которая, как унтер-офицерская вдова, регулярно сама себя сечет".
Пропагандистская программа Киева – это европейская, процветающая Украина в составе ЕС и НАТО, обладающая современной экономикой, мощной армией, открытыми границами и полностью независимая от "проклятой" России и таких рудиментов, как СНГ. Понятно, что это только лозунги, не имеющие ничего общего с реальностью. Но пока общество их "проглатывает".
Авторитетные экономисты, между тем, уверены, что выход Украины из СНГ и окончательный разрыв связей с Россией сулят ей одни проблемы и резкое ухудшение жизни миллионов людей. Западу Украина как таковая с ее отсталой экономикой и полностью разбалансированным обществом не только не нужна – он ее откровенно боится. И всячески оттягивает реальную интеграцию. В этих условиях потеря оставшихся традиционных партнеров в СНГ для незалежной смерти подобно. Но Киев настойчиво толкает на этот путь Украину. Вот что по этому поводу сказал директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин:
"Если говорить об СНГ, то для Украины особое значение имеет подписанное соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Но из него надо выходить отдельно. И захочет ли Украина это делать – большой вопрос. Главным образом дело даже не в том, захочет ли Украина, ее мнение никто не спрашивает, зона свободной торговли нужна Европейскому союзу. Когда он задумывал подписание соглашения об ассоциации с Украиной, речь в значительной степени шла о возможности выхода через Украину на внутренние рынки других стран СНГ и, в первую очередь, стран Таможенного союза".
Получается, что и в этом вопросе Украине Европа не отводит самостоятельной роли, а видит ее лишь как техническое звено для экономического прорыва на евразийское пространство. А вот для незалежной СНГ – это чуть ли не единственный рынок, теряя который она рискует ничего не получить взамен. Киев уже объявил о своем решении выйти из состава СНГ в марте 2014 года. Однако пока реальных шагов в этом направлении не сделано: видимо, у кого-то из политиков странным образом до сих пор срабатывает инстинкт самосохранения.