Одного из основателей мировой документалистики Дзигу Вертова называют кинофутуристом эпохи перемен. Фильм "Человек с киноаппаратом", появившийся в 1929 году, перевернул представление молодого советского общества о возможностях и доступности кино. Только факты. Бесстрастная фиксация людей и объектов при помощи кинокамеры. К тому времени фраза Ленина о важнейшем из искусств обрела популярность. Советская власть воздействовала на умы правильными с ее точки зрения образами борцов с "проклятым прошлым". Но Вертов проторил иной путь. Казалось бы, просто снимал события и современников. Но затем на монтажном столе начиналось волшебство: бесконечно сменяющиеся картинки подчинялись строгой последовательности и ритмике. В результате появлялась кинолетопись эпохи. Слова были не нужны, говорила музыка. Кино еще было немым. Именно она доносила до зрителя энергию эпохи строительства нового общества. Этот фильм разрушил стереотипы камерного кино, стал смелым экспериментом. Вертов впервые использовал приемы, которые затем станут общепринятыми. Например, скрытую камеру. Кинопроизведения Вертова произвели фурор, сделали увлечение операторской работой массовым. Новатор сумел собрать переломное время, крутой исторический вираж России в сложнейшую мозаику.
Рекомендуем