МОСКВА, 29 ноября/ Радио Sputnik. Организаторы Х Московского международного финансово-экономического форума (ММФЭФ-2024) отметили 75-летие дипломатических российско-китайских отношений, посвятив отдельную тематическую сессию осмыслению "Торгово-экономических отношений между Россией и Китаем как драйверу роста региона Большой Евразии".
В общей сложности в работе панели приняли участие более 15 спикеров как со стороны РФ, так и КНР. Открывая заседание, представитель организаторов Форума – президент Финансово-Бизнес Ассоциации ЕвроАзиатского Сотрудничества (ФБА ЕАС), генеральный директор ГК "СЛСи-Рус" г-н Ли Шобин отметил, что несмотря на все сложности в геополитике и мировой экономике "Китай и Россия остаются "локомотивами" роста региона Большой Евразии".
Подтверждение тому нашлось в статистике и цифрах, которые были приведены в докладах спикеров сессии. Так, представитель компании FESCO Тимур Андреев, сообщил, что контейнерооборот между двумя странами, вырос на 50% в 2023 году и продолжает расти в текущем. Советник Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации г-н Чжоу Хао проинформировал, что, по данным главного таможенного управления Китая, по итогам первых десяти месяцев 2024 года товарооборот между РФ и КНР вырос на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив более 202 миллиардов долларов. Основными статьями китайского экспорта в Россию остаются, по словам дипломата, автомобили, мобильные телефоны, бытовая техника, станки и машины для промышленности и строительной отрасли.
Г-н Чжоу Хао отметил важность дальнейшего развития сотрудничества двух стран в международных форматах: ШОС, БРИКС, а также укрепления взаимодействия с Евразийским экономическим союзом. Советник Посольства КНР напомнил, что объем торговли Китая со странами ЕАЭС более 311 миллиардов долларов, а в 2024 году показатель увеличился на 28% в сравнении с прошлым годом. Китайская сторона продолжит развивать торговые отношения с членами Союза на основе Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве стран ЕАЭС и Китайской Народной Республикой.
Интересным и ярким стало выступление генерального директора компании "ФАВ (FAW) – Восточная Европа" Ли Юнцзюня, который рассказал об истории создания "Первого автомобильного завода", который и дал начало становлению всемирно известного бренда. Анализируя историю взаимоотношений двух стран, г-н Ли Ю рассказал о значимости помощи Советского Союза, которая была оказана Китаю на основании соглашения о китайско-советской дружбе, подписанного в 1950 году. Согласно документу, в период с 1953 по 1956 год СССР оказывал поддержку в строительстве и развитии 156 ключевых промышленных объектов на территории Китая и завод FAW был в их числе. За три года предприятие посетили 188 советских специалистов, китайская сторона в свою очередь направила на стажировку в СССР 518 сотрудников завода. Приобретенный в СССР опыт был положен в основу будущего успешного развития предприятия.
Сегодня "ФАВ" – крупнейшее предприятие Китая, выпускающее автомобили, грузовики, автобусы, внедорожники. В линейке FAW несколько брендов, одним из самых известных является Hongqi: на лимузине этого бренда передвигался г-н Си Цзиньпин во время своего визита в Москву в 2023 году. Выступая на тематической сессии форума ФБА ЕАС, г-н Ли Юнцзюнь заявил, что именно российско-китайская дружба и сотрудничество заложили основы развития компании FAW, которая после 70 лет развития стала "сверкающей жемчужиной" китайского автопрома.
Центральным событием форума стало пленарное заседание, на котором выступили дипломаты, представители международных и общественных организаций, государственных структур и крупного бизнеса. В своей приветственной речи президент РСПП А. Н. Шохин отметил, что на "пространстве Большой Евразии происходит становление нового качества интеграционных процессов, для которых необходимы обновленные механизмы: альтернативная платежно-расчетная система, соблюдение технического регулирования, климатической повестки дня".
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам А. И. Денисов, продолжая анализировать тематику интеграции с участием стран ЕАЭС и Китая, заявил: "Успехи расслабляют, а трудности сплачивают. С точки зрения интеграционного строительства на пространстве Большой Евразии мы пока сталкиваемся с трудностями, но успехи впереди". С учетом имеющегося потенциала двустороннего сотрудничества России и Китая, стран ЕАЭС и КНР "мы продолжаем строить мосты, а не стены, несмотря на крайне неблагоприятную геополитическую обстановку" – отметил он.
Временный поверенный в делах Китайской Народной Республики г-н Чжан Вэй в своей речи констатировал, что "при поддержке правительств России и Китая и совместных усилиях деловых кругов обеих сторон торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество двух стран имеет широкие перспективы". Уже сейчас этому способствует растущий товарооборот, рост взаимных инвестиций. Так, пилотная зона свободной торговли Китая в провинции Хэйлунцзян ориентирована на сотрудничество с Россией, а территория опережающего развития на Дальнем Востоке России и Свободный порт Владивосток привлекают инвестиции китайских компаний.
Приветственное письмо участникам форума направил г-н Чен Гопин, заместитель председателя Китайской ассоциации дружбы с зарубежными странами (В 1984 году в Пекине по инициативе главы Коммунистической партии Китая и КНР Дэн Сяопина было образовано общенациональное общественное объединение, чья деятельность заключалась в осуществлении дружественной коммуникации с народами на международном и региональном уровнях, – Китайское общество дружбы с зарубежными странами). В документе г-н Чен Гопин отметил, что Россию и Китай объединяет "стремление к миру, взаимовыгодному сотрудничеству", а обе страны стараются "внести свой вклад в построение мирного, стабильного и процветающего общества для всего человечества".
В мероприятии также приняли участие представители стран СНГ, Бразилии, Индии, послы и высокие гости из стран Африки. Основные результаты работы были изложены в итоговом коммюнике форума, с материалами которого можно ознакомиться на официальном сайте ФБА ЕАС https://www.fbacs.com/ или в Telegram-канале ассоциации https://t.me/fbaeac.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.