Чисто коммерческое предприятие превратилось в главное художественное движение страны. И такое бывало в нашей истории. А все началось с возмущения художников засилием академизма в культурной среде. И близостью ко двору как мерилом процветания. Простые мастера кисти и холста бедствовали. А писавшие портреты сановников купались в роскоши. Этих бунтарей от искусства потом назвали передвижниками.
Почему передвижники? Все очень просто. Они повезли свои работы по городам и весям огромного государства. Устраивали выставки и продавали картины всем желающим. Порой – очень дорого. Особенно если речь шла о Репине и Левитане. Со временем у передвижников появились бухгалтерия и устав, они стали полноценной артелью.
Публика встречала художников с восторгом. Прежде всего потому, что они были талантливы. А еще предлагали альтернативу официозу, совершенно иные, не всегда лакирующие реальную жизнь сюжеты. Использовали новаторские художественные приемы. По сути, создали новую эстетику, но в рамках русского реализма. В разное время передвижниками были выдающиеся живописцы: Суриков, Маковский, Саврасов, Васнецов, Поленов, Крамской. А само движение обогатило не только русскую, но и всю мировую культуру.