В этом году исполняется 150 лет со дня рождения советского историка Евгения Викторовича Тарле. На его долю выпало много испытаний. Его и исключали из Академии наук, и отправляли в ссылку в Казахстан. А потом он получил за свои труды три сталинские премии.
Именно в ссылке Тарле начал писать свою главную книгу – "Наполеон". Она остается до сих пор одной из наиболее популярных работ о французском императоре. А еще Тарле – автор монографий "Нашествие Наполеона на Россию", "Талейран", "Крымская война".
Правда, стоит отметить, что Евгений Викторович довольно-таки вольно обращался с историческими фактами, часто без должной критики и анализа подходил к документальным источникам. Ну и, конечно же, он подгонял все это под определенные схемы и идеологемы. Но таковы были реалии того времени. А кто из советских историков этим не занимался? Они все следовали знаменитому императиву историка-большевика Михаила Покровского, который гласит: "История – это политика, опрокинутая в прошлое".
Монографии Тарле написаны легким литературным языком. Кроме того, его больше интересовал не исторический фон, а конкретные человеческие судьбы. В 1812 году мы воевали практически один на один с наполеоновской Европой. Была, правда, еще Британия, но из нее союзник для России был всегда никудышный. И что же? В 1913 году торжественно отмечалось 100-летие Битвы народов под Лейпцигом. Российская делегация установила на поле битвы небольшой обелиск в память наших воинов, павших за освобождение Германии. А немецкие бюргеры ходили мимо монумента и изумленно говорили: "При чем тут русские? Это мы, немцы, освободили Германию. Это мы, немцы, разбили Наполеона и взяли Париж".
Наполеон в свое время говорил: "Из всех национальностей Европы я обязан сделать единый народ, Париж станет столицей мира". А сто с небольшим лет спустя почти эти же слова повторит Гитлер. Правда, столицей "единой Европы" он провозгласит Берлин. Получается, за последние двести лет мы брали две столицы "единой Европы".