Десятого августа 1702 года родился фельдмаршал Степан Федорович Апраксин, главнокомандующий армией на начальном этапе Семилетней войны, победитель короля Пруссии Фридриха II при Гросс-Егерсдорфе в 1757 году. Но он не только не воспользовался плодами победы, но еще и спешно отвел войска к русским границам.
Некоторые объясняли поспешное отступление Апраксина недостатком продовольствия. Но, думается, главная причина бегства в другом: Апраксин получил известие, что Елизавета Петровна серьезно больна, и канцлер Бестужев-Рюмин в угоду наследнику престола великому князю Петру Федоровичу, обожавшего к Фридриха II, приказал Апраксину отступить. Потому что Степан Федорович был не военачальником, а прежде всего царедворцем. Да и само назначение его на пост главнокомандующего стало результатом придворных интриг.
Для укрепления своего положения при дворе Апраксин не брезговал ничем.Например, чтобы приобрести расположение графа Петра Ивановича Шувалова, двоюродного брата фаворита императрицы, Апраксин фактически сам толкнул в его объятия свою дочь княгиню Елену Куракину. Впрочем, тут надо заметить, что и сама "дочурка" была не промах. Одновременно она завязала любовную интригу с адъютантом Шувалова Григорием Орловым.
Эта романтическая история закончилась скандалом. Шувалов однажды застукал любовников. Причем граф не стал молчать об измене своей любовницы – об этом узнал весь Петербург! К тому же и сам Орлов не скрывал своего "успеха". "Да нет же таких дураков, - говаривал он, - чтобы получили орден и таскали его в кармане".
"Предприимчивый" адъютант Орлов был изгнан Шуваловым с должности, но тем самым лишь приумножил свою популярность среди гвардейцев. И главное – привлек внимание великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II.
А княгиня Елена Степановна Куракина немногим позднее станет фавориткой императора Петра III.
Апраксина после отступления обвинили в измене. И арестовали. Допрашивал его глава Тайной канцелярии граф Александрович Шувалов, старший брат того самого Петра Ивановича. От суда Апраксина спас апоплексический удар…
Бесславный, но ожидаемый конец для человека, который вконец запутался в политических и придворных интригах.